МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 июля 2012 года N 15679-АБ/Д28и

О предварительном общественном обсуждении крупных закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, включая особенности формирования начальной цены



В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации о доработке концепции организации общественного обсуждения крупных закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд Минэкономразвития России докладывает.

Министерством проведена работа по доработке концепции общественного обсуждения крупных закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд (далее - Концепция).

В период с 15 мая по 25 июля 2012 года в Минэкономразвития России поступило более 120 писем от федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и иных заказчиков с предложениями по доработке и реализации элементов Концепции. Поступившие предложения учтены при доработке Концепции.

В пресс-центре РИА Новости 29 мая 2012 года состоялся организованный Минэкономразвития России круглый стол на тему "Общественный контроль государственных закупок". Участники круглого стола рассмотрели подготовленные Минэкономразвития России предложения по организации общественного обсуждения крупных закупок. Участие в круглом столе приняли представители Агентства стратегических инициатив, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей, общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", общественного антикоррупционного проекта "Роспил".

Концепция была размещена на официальном сайте Минэкономразвития России для общественного обсуждения. По результатам общественного обсуждения Концепции, состоявшихся встреч с представителями общественности и бизнеса, анализа поступивших в Минэкономразвития России от органов власти и организаций предложений по доработке Концепции Минэкономразвития России разработан Порядок общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд. рублей (далее - Порядок).

Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством о размещении заказов у заказчиков отсутствует обязанность организовывать общественное обсуждение крупных закупок и принимать участие в таком обсуждении.

В связи с изложенным для выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" (абзац 4 подпункта "б" пункта 2) считаем целесообразным Правительству Российской Федерации поручить заказчикам осуществлять обязательное публичное обсуждение крупных закупок в соответствии с подготовленным Порядком (проект поручения прилагается).

В качестве пилотного проекта представляется целесообразным поручить федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным бюджетным учреждениям с участием ФАС России с 1 сентября 2012 года организовать проведение обязательного общественного обсуждения крупных закупок в соответствии с Порядком. При этом ФАС России при участии в общественном обсуждении будет выполнять контрольные функции в рамках своих полномочий в соответствии с действующим законодательством.

Накопленный опыт позволит применить механизмы общественного обсуждения при доработке проекта федерального закона N 68702-6 "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг".

А.Р.Белоусов

     

     

Порядок общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд. рублей



Настоящий Порядок общественного обсуждения крупных закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд. рублей (далее - общественное обсуждение) разработан Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" (абзац 4 подпункта "б" пункта 2).

I. Принципы Общественного обсуждения

     

1. Открытость общественного обсуждения


В общественном обсуждении могут на равных условиях принимать участие любые юридические лица, вне зависимости от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, любые физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, а также государственные органы и органы местного самоуправления.

2. Прозрачность общественного обсуждения


Все поступившие замечания и предложения участников общественного обсуждения, ответы заказчиков (уполномоченных органов) на поступившие замечания и предложения, промежуточный и итоговый протоколы общественного обсуждения должны быть опубликованы заказчиками (уполномоченными органами) в открытом доступе на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).

II. Процедура проведения общественного обсуждения

     

1. Общественное обсуждение проводится в два этапа:


первый этап: обсуждение заказов на Официальном сайте.

По завершении первого этапа заказчик (уполномоченный орган) формирует промежуточный протокол общественного обсуждения, размещает его на Официальном сайте и направляет в ФАС России;

второй этап: проведение заказчиком (уполномоченным органом) очного публичного обсуждения.

По завершении второго этапа заказчиком (уполномоченным органом) формируется и размещается на Официальном сайте итоговый протокол общественного обсуждения.

2. Первый этап общественного обсуждения


Первый этап общественного обсуждения начинается со дня размещения извещения о проведении торгов и заканчивается не позднее чем за 15 дней до даты окончания приема заявок на участие в торгах.

Извещения о проведении торгов на сумму свыше 1 млрд. рублей автоматически отражаются в специальном разделе Официального сайта.

Участники общественного обсуждения должны пройти процедуру регистрации на форуме Официального сайта.

После прохождения регистрации участники Общественного обсуждения получают доступ к форуму Официального сайта и электронной форме анкеты, позволяющей оставлять комментарии по следующим аспектам заказа:

целесообразность размещения заказа;

соответствие документации о торгах требованиям законодательства Российской федерации (в том числе, наличие факторов, необоснованно ограничивающих конкуренцию, невыполнимых или необоснованно затрудняющих выполнение контракта условий, некорректных технических требований, избыточных функциональных или качественных характеристик и др.);

обоснованность начальной цены контракта.

Все поступившие на форум комментарии проходят премодерацию (не более 1 дня) и публикуются на Официальном сайте.

Премодерация исключает только комментарии, содержащие высказывания, нарушающие общепринятые нормы публичной дискуссии (т.е. жаргонизмы, ненормативную лексику и т.п.), не относящиеся к предмету общественного обсуждения комментарии.

Заказчик (уполномоченный орган) публикует ответы на поступившие комментарии на Официальном сайте и направляет ответ на электронную почту автора комментария в течение двух рабочих дней со дня поступления комментария.

Заказчик (уполномоченный орган) должен оперативно отвечать на поступающие комментарии участников общественного обсуждения, таким образом, чтобы все поступившие комментарии были опубликованы на Официальном сайте не позднее 1 рабочего дня после дня завершения Первого этапа.

После окончания общественного обсуждения на Официальном сайте заказчик (уполномоченный орган) формирует промежуточный протокол общественного обсуждения (далее - промежуточный протокол), который содержат все поступившие комментарии и ответы заказчика (уполномоченного органа) на них.

Заказчик (уполномоченный орган) не позднее, чем за 1 день до проведения второго этапа общественного обсуждения направляет промежуточный протокол в ФАС России и размещает его на Официальном сайте.

По результатам анализа информации, содержащейся в промежуточном протоколе, ФАС России вправе провести проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Второй этап общественного обсуждения


Второй этап общественного обсуждения проводится в виде очных открытых публичных слушаний.

Публичные слушания должны быть проведены не позднее, чем за 10 дней до окончания приема заявок на участие в торгах.

Информация о дате, времени и месте проведения публичных слушаний, а также порядке доступа к участию в них, в том числе информация о пропускном режиме, публикуется заказчиком (уполномоченным органом) на Официальном сайте.

Публичные слушания являются открытыми, заказчик (уполномоченный орган) не имеет право граничить доступ к участию в них заинтересованных лиц.

Заказчик (уполномоченный орган) должен отправить по электронной почте приглашение принять участие в публичных слушаниях всем участникам первого этапа общественного обсуждения.

На публичных слушаниях могут присутствовать представители контролирующих органов и других органов власти (ФАС России, Счетной палаты Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и др.).

В публичных слушаниях обязательно участие руководителя заказчика (или заменяющего его лица).

В ходе публичных слушаний заказчик подводит итоги первого этапа общественного обсуждения, комментирует отдельные поступившие замечания и предложения участников.

Участники публичных слушаний вправе выступать с устными докладами или задавать вопросы заказчику по поводу целесообразности размещения заказа, обоснованности начальной (максимальной) цены контракта и положений документации о торгах.

В заключение публичных слушаний заказчик отвечает на все поступившие от участников вопросы или высказанные ими замечания и предложения.

По итогам публичных слушаний, заказчик (уполномоченный орган) формирует и размещает на Официальном сайте не позднее чем за 5 дней до дня окончания приема заявок на участие в торгах итоговый протокол, содержащий одно из двух возможных решений:

внесение изменений в документацию в соответствии с результатами общественного обсуждения;

продолжение процедуры размещения заказа без внесения изменений.

Анкета для участников общественного обсуждения

1. Считаете ли Вы целесообразным закупку товаров (работ, услуг)?


Предполагаемая закупка соответствует требованиям, достаточным для обеспечения деятельности заказчика или соответствует целям деятельности Заказчика?

Предполагаемая закупка предполагает приобретение товаров (работ, услуг), имеющих избыточные потребительские свойства?

Предполагаемая закупка целесообразна в целом? Укажите причины, по которым делается указанный вывод.

2. Оцените требования документации о торгах.


Положения документации содержат требования к характеристикам закупаемых товаров (работ, услуг), которые ограничивают конкуренцию или не позволяют принять участие в торгах отдельным поставщикам (подрядчикам, исполнителям)? Укажите конкретные положения документации.

Положениями документации предусмотрены сроки поставки (выполнения работ, оказания услуг), не позволяющие предоставить качественный товар (работу, услугу)?

В положениях документации содержатся условия гарантии, обременительные для бизнеса, которые могут привести к отсутствию заявок на торги?

Заказчик предусмотрел необходимые преференции (условия допуска) для отечественных поставщиков, предусмотренные законодательством?

Положения документации содержат требования к выполнению отдельных работ, услуг поставщиками, исполнителями, не являющихся предметом контракта, либо по законодательству являющихся функцией заказчика?

Положения документации содержат иные положения по процедурам размещения заказов, приводящих к ограничению участия доставщиков, исполнителей?

3. Оцените обоснование начальной (максимальной) цены контракта.


Заказчик указал объективное обоснование начальной (максимальной) цены контракта?

Обоснование цены, предложенное заказчиком, содержит ссылки на источники информации, на основании которых производился расчет цены контракта?

4. Иные замечания или предложения, в том числе по уточнению положений документации.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»