Недействующий

     

Проект N 556611-5

Вносится депутатами
 Государственной Думы
Н.В. Левичевым,
А.В. Беляковым


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ     

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

     
О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"

Статья 1



Внести в Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 1 (ч.1), ст. 21; N 17, ст. 838; N 30, ст. 3808; 2010, N 31, ст. 4184; 2011, N 1, ст. 51) изменение, дополнив его статьей 52.3 следующего содержания:

"Статья 52.3. Компенсация за непредоставление ребенку места в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования

1. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, которым не предоставлено место в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация на одного ребенка в размере 5 тысяч рублей.

2. Предоставление компенсации родителю (законному представителю) не является основанием для снятия ребенка с учета (очереди) по устройству в государственное, муниципальное образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

3. Право на получение компенсации утрачивается при определении ребенка в государственное, муниципальное образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного или начального общего образования.

4. Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации."

Статья 2


Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года.

Президент
Российской Федерации

Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"



Согласно части 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Между тем, по данным Генерального прокурора РФ Юрия Чайки, на конец 2010-го года ситуация с обеспечением дошкольным образованием в РФ, несмотря на установки Президента и Правительства по созданию условий для улучшения демографической ситуации в стране, оставалась катастрофической. Если в 1992 году насчитывалось свыше 76 тысяч дошкольных образовательных учреждений, то сейчас их осталось лишь около 48 тысяч. В общей сложности в очередях стоит более 1 миллиона 700 тысяч детей. По данным Роспотребнадзора, особенно остро нехватка детских садов ощущается в Свердловской, Томской, Нижегородской, Новосибирской, Волгоградской и Архангельской областях.

Так, в 2010-м году, в Свердловской области очередь в детские сады составила 50 тыс. человек, в Томской - 24.8 тыс. человек. В Новосибирской области из 177,7 тыс. детей в возрасте 1,5-7 лет чуть больше 50 тыс. стоят в очередях на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях. В Волгоградской области из 146 тыс. детей, нуждающихся в местах в дошкольных образовательных учреждениях, более 60 тыс, то есть 41% пока стоят в очереди.

В Архангельской области по данным профильного министерства в очереди на получение мест в детских садах стоит 30043 ребенка.

В республике Татарстан очередь в детсады составляет 24 тысячи человек. В Самарской области согласно данным, предоставленным управлением проектно-аналитической деятельности министерства образования и науки, на очереди находится около 44 тысяч детей.

Проблемы есть в отдельных городах даже относительно благополучных в целом регионов. И, что особенно тревожно, во многих городах проблема нехватки детских садов маскируется за счет ухудшения условий содержания детей.

Фактически отказ государства от выполнения перед молодыми матерями такого рода социальных обязательств, как предоставления детям мест в дошкольных образовательных учреждениях, уже привел в ряде регионов к возникновению опасных и плохо контролируемых "суррогатов" государственных детских садов, к которым от безысходности прибегают семьи с детьми. Так, одним из вариантов "решения" данной проблемы стало оборудование в обычных квартирах, так называемых, групп "доверительного пребывания детей", санитарные нормы ДОУ в которых, как правило, грубо нарушаются, угрожая здоровью подопечных. Случаи распространения опасных инфекций в связи с антисанитарными условиями в подобных садах уже фиксировались в Екатеринбурге, Красноярске и т.д..

В январе 2011-го в 23 регионах РФ прошли голодовки родителей, принявших участие в VI Всероссийской акции протеста, организованной общественной организацией "Российским детям - доступное дошкольное образование", с требованием к Президенту РФ Дмитрию Медведеву взять под личный контроль вопрос ликвидации недостатка мест в муниципальных детских дошкольных учреждениях до 1 сентября 2012 года, предоставив качественное бесплатное образование всем желающим.

В апреле 2011го в Волгограде прошла голодовка молодых мам, протестующих против острой нехватки мест в детских садах.

6 мая 2011го года, в Барнауле прошла акция протеста родителей против нехватки мест в детских садах. И это только часть всех протестных акций уже 2011-го года, вызванных недостаточным количеством детских садов в РФ.

20-22 мая этого года готовится общероссийская голодовка и акция протеста против нехватки мест в детских садах в рамках Международного дня защиты детей.

Сейчас государство заявляет о намерении создавать новые места в дошкольных образовательных учреждениях. Администрации субъектов сообщают о начавшемся строительстве новых детских садов. Но процесс возведения зданий, подведения к ним коммуникаций, оформления документации займет не менее трех лет. На этот срок рассчитаны принятые целевые программы. К примеру, при очереди 50 тыс. детей в Новосибирске, в соответствии с принятой программой "Обеспечение доступности услуг дошкольного образования в Новосибирске", в 2011-м году планируется ввести 2835 тыс. новых мест в детских садах, то есть только 5.6 % от необходимого количества. В Саратовской области, где очередь в детские сады составляет сейчас 14.6 тыс. детей, предполагается поэтапное уменьшение очереди в течение трех лет. Между тем, для сотен детей и их семей проблема встала уже сейчас. И о необходимости ее немедленного решения свидетельствуют проводимые протестные акции российских матерей, требующих обеспечить их детей местами в детских садах.

Уже сейчас на уровне отдельных регионов с целью решения сложившейся острой ситуации вводится денежная компенсация родителям детей, не получивших места в детских садах. Соответствующие законы приняты в Новосибирске, Красноярке, Пермской области и других регионах. Между тем, отсутствие федерального ориентира делает данную меру всего лишь добровольным начинанием субъектов, ставя в неравное положение семьи из разных регионов.

Между тем предоставление денежной компенсации семьям, получившим отказ в предоставлении ребенку места в детском саду в связи с нехваткой таковых в дошкольных образовательных учреждениям, представляется справедливым решением сложившейся ситуации. Если государство не в состоянии в данный момент обеспечить гарантированное Конституцией право на доступное дошкольное образование, оно должно хотя бы частично компенсировать затраты родителей, вызванные невозможностью исполнить государством свое обязательство. Денежная выплата сможет частично компенсировать оплату услуг частных детских садов или нянечек или компенсирует матери отказ от выхода на работу по причине невозможности устройства ребенка в сад. Предоставление денежной компенсации часто озвучивалось во многих акциях протеста против нехватки детских образовательных учреждений, что свидетельствует в пользу такого разрешения сложившейся критичной ситуации и приемлемости ее для большинства семей.     

В связи с этим, законопроектом предлагается на федеральном уровне установить обязательство субъектов Российской Федерации по выплате компенсаций семьям, претендующим на устройство ребенка в детский сад, но получившим отказ в предоставлении такового в связи с нехваткой мест в дошкольных образовательных учреждений в их населенном пункте. Размер компенсации, согласно законопроекту, составит 5 (пять) тысяч рублей.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»