О внешней разведке
____________________________________________________________________
Утратил силу с 15 января 1996 года на основании
Федерального закона от 10 января 1996 года N 5-ФЗ
____________________________________________________________________
Настоящий закон определяет статус, основы организации и функционирования внешней разведки Российской Федерации, порядок контроля и надзора за ее деятельностью.
Внешняя разведка Российской Федерации является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации, призванной защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных настоящим Законом методов и средств.
Разведывательная деятельность осуществляется специально создаваемыми государством органами - органами внешней разведки - посредством:
добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц (далее - разведывательная информация);
оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Необходимость осуществления разведывательной деятельности определяют высшие органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности Российской Федерации иными способами.
Правовую основу разведывательной деятельности составляют Конституция Российской Федерации - России, настоящий Закон и иные законодательные акты Российской Федерации, касающиеся внешней разведки.
Органы внешней разведки в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации издают нормативные акты, регулирующие их деятельность.
Разведывательная деятельность осуществляется на основе принципов:
разделения полномочий государственных органов обеспечения безопасности;
законности;
уважения прав и свобод личности;
подконтрольности и подотчетности высшим органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.
Целями разведывательной деятельности являются:
обеспечение высших органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;
обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
содействие экономическому развитию и научно-техническому прогрессу страны посредством добывания органами внешней разведки экономической и научно-технической информации, в том числе в овеществленной форме, и предоставления ее государственным органам, определяемым Президентом Российской Федерации.
Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также для достижения целей, не предусмотренных настоящим Законом.
Для достижения целей разведывательной деятельности внешней разведке Российской Федерации предоставляются следующие полномочия:
установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;
осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием для этого иной ведомственной принадлежности;
использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств внешней разведки;
взаимодействие с контрразведывательными органами Российской Федерации;
заключение с министерствами, ведомствами, учреждениями, предприятиями и организациями Российской Федерации соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;
обеспечение безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами ее территории, и командированных за границу граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;
взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном настоящим Законом;
создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследовательских организаций, информационных систем и архивов, выпуск специальных изданий;
обеспечение собственной безопасности;
создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки.
Органы внешней разведки финансируются за счет средств федерального бюджета Российской Федерации. Проекты смет расходов на содержание органов внешней разведки рассматриваются определяемыми Верховным Советом Российской Федерации постоянными комиссиями палат и комитетами Верховного Совета Российской Федерации и утверждаются на закрытом заседании Верховного Совета Российской Федерации.
Материально-техническое обеспечение органов внешней разведки осуществляется в централизованном порядке Правительством Российской Федерации.
Лицо, допускаемое к сведениям об органах внешней разведки, проходит процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную тайну, если другой порядок не предусмотрен законами Российской Федерации. Такая процедура включает принятие обязательства о неразглашении этих сведений. Нарушение данного обязательства влечет за собой установленную законом ответственность.
Материалы архивов органов внешней разведки, представляющие историческую и научную ценность, рассекречиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, передаются в Государственный архив Российской Федерации.
Материалы органов внешней разведки, содержащие сведения об их кадровом составе, лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки, используемых этими органами методах и средствах, хранятся в архивах органов внешней разведки.
Для информирования общественности о своей деятельности органы внешней разведки, их сотрудники осуществляют связь с общественными организациями, средствами массовой информации и гражданами Российской Федерации через создаваемые с этой целью в их структуре соответствующие службы.
Предоставляемые средствам массовой информации материалы о деятельности органов внешней разведки Российской Федерации не должны содержать сведения, составляющие государственную или иную специально охраняемую законом тайну.
Не подлежит разглашению информация, затрагивающая личную жизнь, честь и достоинство граждан, ставшая известной органам внешней разведки в прцессе их деятельности, за исключением предусмотренных законом случаев.
В целях предотвращения возможного использования средств массовой информации для разглашения сведений об органах внешней разведки, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, авторы подготовленных для опубликования материалов о внешней разведке или средства массовой информации, получившие эти материалы, вправе обратиться за экспертным заключением в соответствующие органы внешней разведки, которые должны в этом случае установить наличие или отсутствие в них указанных сведений и представить такое заключение автору или средству массовой информации.
Опубликование средствами массовой информации материалов о внешней разведке, не направлявшихся на экспертное заключение или содержащих согласно такому заключению сведения, составляющие государственную или иную специально охраняемую законом тайну, приведшее к их разглашению и нанесению органам внешней разведки и их сотрудникам морального или материального ущерба, влечет предусмотренную законом уголовно-правовую и гражданско-правовую ответственность.
Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других министерств и ведомств органами внешней разведки.
Создание, реорганизация и упразднение самостоятельного органа внешней разведки осуществляется в порядке, устанавливаемом законом, регулирующим образование министерств и ведомств.
Решение о создании, реорганизации и упразднении органа внешней разведки в составе министерства или ведомства принимается Президентом Российской Федерации по представлению руководителя соответствующего министерства, ведомства.
Положения о самостоятельном органе внешней разведки, а также о министерстве и ведомстве, в состав которого входит орган внешней разведки, утверждаются Президентом Российской Федерации.
Разведывательная деятельность осуществляется:
службой внешней разведки Российской Федерации - в политической, экономической, научно-технической, экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами ее территории, и командированных за границу граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
органом внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации - в военной, военно-политической, военно-технической и военно-экономической сферах;
органом внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации - в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи.
Общее руководство органами внешней разведки осуществляет Президент Российской Федерации.
Президент Российской Федерации:
определяет совместно с Верховным Советом Российской Федерации стратегию разведывательной деятельности;
контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки;
принимает в пределах определяемой законом компетенции решения по вопросам, связанным с внешней разведкой;
назначает руководителей самостоятельных органов внешней разведки Российской Федерации;
утверждает по представлению соответствующих министерств и ведомств назначение руководителей органов внешней разведки, входящих в состав этих министерств и ведомств.
В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности.
Методы и средства разведывательной деятельности не должны причинять ущерб жизни и здоровью людей и окружающей среде.
Применение методов и средств разведывательной деятельности в отношении граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации не допускается.
Органы внешней разведки для достижения целей разведывательной деятельности вправе использовать информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, снятие информации с технических каналов связи, а также другие методы и средства, отвечающие требованиям части второй настоящей статьи.
Порядок использования негласных методов и средств разведывательной деятельности определяется нормативными актами самостоятельного органа внешней разведки или министерства, ведомства, в состав которого входит орган внешней разведки. Эти акты принимаются ими в пределах своей компетенции по согласованию с определяемыми Верховным Советом Российской Федерации комитетами Верховного Совета Российской Федерации.
Содержание нормативных актов по вопросам применения негласных методов и средств разведывательной деятельности составляет государственную тайну.
Обеспечение собственной безопасности осуществляется органами внешней разведки в соответствии с Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации".
Разведывательная информация предоставляется Верховному Совету Российской Федерации, Президенту Российской Федерации и определяемым ими государственным органам.
Руководители органов внешней разведки несут ответственность перед высшими органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации за достоверность, объективность разведывательной информации и своевременность ее предоставления.
Руководители и другие должностные лица органов, получивших указанную разведывательную информацию, а также народные депутаты Российской Федерации, которым она предоставляется, несут предусматриваемую законом ответственность за неправомерное разглашение содержащихся в ней сведений, составляющих государственную тайну или раскрывающих источники приобретения указанной информации.