ПИСЬМО
от 25 сентября 2012 года N ЕД-4-3/15992
Выход участника из общества с ограниченной ответственностью
Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо по вопросам налогообложения доходов участника, полученных при выходе из общества с ограниченной ответственностью, сообщает.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) предусмотрено право участника выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества.
При выходе участника из общества последнее обязано выплатить участнику, подавшему заявление о выходе, действительную стоимость его доли, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за год, в течение которого было подано заявление о выходе, либо с согласия участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости, а в случае неполной оплаты его вклада в уставный капитал общества действительную стоимость части его доли, пропорционально оплаченной части вклада.
В случае выхода участника общества его доля переходит последнему с момента подачи заявления о выходе из общества.
В соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона N 14-ФЗ для участника общества разграничены две различные хозяйственные операции: выход из общества (в этом случае речь идет о действительной стоимости доли) и продажа (реализация) своей доли обществу или третьим лицам.
Подпунктами 4 и 5 пункта 3 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не признается в целях налогообложения реализацией товаров (работ, услуг) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), договору инвестиционного товарищества, паевые взносы в паевые фонды кооперативов), а также передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.
Соответственно, отчуждение доли участнику общества в пределах первоначального взноса не признается реализацией, и в отношении такого дохода применяются положения подпункта 4 пункта 1 статьи 251 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.
Вместе с тем действительная стоимость доли или части доли в уставном капитале общества выплачивается за счет разницы между стоимостью чистых активов и размером его уставного капитала (пункт 8 статьи 23 Закона N 14-ФЗ).
Следовательно, при выходе участника из общества выплачиваемый ему доход (действительная стоимость доли), превышающий величину первоначального взноса, учитывается в составе внереализационных доходов согласно пункту 1 статьи 250 Кодекса.
В отношении квалификации доходов, превышающих взнос участника, в качестве дивидендов, сообщаем.
Согласно статье 43 Кодекса дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.
Таким образом, источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения.
Соответственно, доход в виде действительной стоимости доли, определяемой как разница между стоимостью чистых активов общества и размером его уставного капитала, не является дивидендом.
Вместе с тем при выходе из общества иностранной организации доходы последней в части превышения вклада (взноса) могут считаться дивидендами.
Статьей 7 Кодекса предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
При этом большинство международных Соглашений об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и иностранными государствами содержат иную - отличную от статьи 43 Кодекса - трактовку термина "дивиденды".
Следовательно, доход в части превышения вклада (взноса), полученный иностранной организацией при выходе из общества, для целей применения международного договора может быть признан дивидендом, если такой доход соответствует определению термина "дивиденд", содержащемуся в международном соглашении, и подлежит налогообложению у источника дохода.
Советник государственной гражданской
службы Российской Федерации 2 класса
Д.В.Егоров