Разработка национальных стандартов в приоритетных отраслях экономики должна осуществляться на основе общепринятых международных принципов стандартизации.
При этом необходимо обеспечить:
ежегодное обновление от 10 процентов до 15 процентов фонда стандартов в секторах экономики с высоким потенциалом развития;
гармонизацию национальных стандартов с международными стандартами;
сокращение сроков разработки и обновления национальных стандартов, в том числе исходя из обязательств, принятых Российской Федерацией при вступлении во Всемирную торговую организацию;
создание механизма постоянного обновления национальных стандартов на базе передовых международных и региональных стандартов, обеспечение разработки национальных стандартов на базе проектов международных стандартов (до их окончательного принятия) с учетом требований законодательства Российской Федерации;
разработку документов по стандартизации в целях соблюдения требований, не относящихся к техническому регулированию, и их гармонизацию с аналогичными требованиями, установленными в государствах - членах Таможенного союза и Европейского союза, с учетом требований законодательства Российской Федерации;
создание инновационной и высокотехнологичной продукции.
При подготовке программ разработки национальных стандартов необходимо обеспечить:
разработку стандартов, направленных на развитие промышленной инфраструктуры и основополагающих инновационных технологий, на основе информационных технологий в области автоматизации промышленного производства (MES-технологий, СALS-технологий и т. д.), нанотехнологий, энергосберегающих технологий и т. п.;
разработку стандартов, направленных на безопасное развитие и безопасное функционирование организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов, а также ядерных энерготехнологий нового поколения;
регулирование рынка вредной и потенциально опасной продукции с помощью систем экологического менеджмента и экологических нормативов с постоянной их актуализацией.
При этом в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предотвращения экологических и техногенных катастроф, а также обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства в отдельных секторах экономики (строительстве, энергетике, оборонной промышленности) могут определяться перечни документов в области стандартизации, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, а также установленных обязательных требований к оборонной продукции (работам, услугам), поставляемой по государственному заказу, иной продукции в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", а также к ракетно-космической технике.
Важнейшим вопросом, определяющим успешность экономического, технологического и социального развития Российской Федерации на ближайшую и среднесрочную перспективу, является вопрос качества в самом широком смысле этого слова. На современном этапе наблюдается объективный процесс общественного осознания роли высокого качества во всех областях человеческой деятельности. Национальная система стандартизации должна учитывать и реализовывать лучшую международную практику управления качеством.
Консолидируя усилия общества на улучшение качества продукции, следует предпринять меры по созданию современной информационной системы, предоставляющей информацию по качеству продукции и соответствующей современному уровню развития информационных технологий.
Для обеспечения работ по стандартизации инновационных технологий техническим комитетам по стандартизации и научным организациям необходимо:
осуществлять постоянный мониторинг современных достижений науки и техники с целью своевременного определения приоритетных направлений развития рынков высоких технологий, оценки потенциального развития этих рынков на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
обеспечивать четкое соответствие областей деятельности национальных технических комитетов с межгосударственными и международными техническими комитетами или подкомитетами.
Для эффективного внедрения национальных стандартов необходимо создать современную систему их распространения, основанную на информационных технологиях и предполагающую более широкое информирование обо всех этапах разработки, утверждения и отмены документов по стандартизации.
Одним из эффективных инструментов ускорения работ по стандартизации должен стать предварительный национальный стандарт. Он может приниматься в одном из следующих случаев:
для ускоренного внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
для освоения принципиально новых видов продукции, методов испытаний и измерений, технологических процессов (в том числе нетрадиционных) и способов управления производством;
для использования передового зарубежного опыта промышленно развитых стран;
для проверки на практике спорных решений, не получивших консенсуса, при обсуждении проектов национальных стандартов.
За основу предварительных национальных стандартов могут быть приняты стандарты организаций и иные документы, определенные в рамках национальной системы стандартизации.
Организация проведения мониторинга и оценки применения предварительных национальных стандартов возлагается на национальный орган по стандартизации (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии).