Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 23 июля 2012 года N ЕД-4-3/12137
О применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
Федеральная налоговая служба в связи с обращениями налогоплательщиков и налоговых органов по вопросу правомерности применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) в отношении оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов налогоплательщиками, имеющими на праве собственности более 20 транспортных средств, но использующих в указанной деятельности менее 20 транспортных средств, сообщает следующее.
В соответствии со статьей 346_26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
В целях главы 26_3 Кодекса под указанными услугами следует понимать платные услуги по перевозке пассажиров и грузов, классифицированные Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163, по кодам услуг 021520-021553, 022500, и оказываемые физическим лицам, а также хозяйствующим субъектам на основе заключенных договоров перевозки (глава 40 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 346_27 НК РФ под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.
Как разъяснил Минфин России в письме от 03.06.2008 N 03-11-02/63, к ним также не относятся и автотранспортные средства, которые не предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования (внедорожный автотранспорт), зарегистрированный в установленном порядке в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (органах Гостехнадзора).
Как разъяснил Минфин России в письме от 18.11.2011 N 03-11-06/3/117 под количеством имеющихся на праве собственности или ином праве (владения, пользования и (или) распоряжения) автотранспортных средств следует понимать количество автотранспортных средств, но не более 20 единиц, предназначенных для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, находящихся у налогоплательщиков на балансе, либо арендованных (полученных), в том числе по договору лизинга и субаренды, в целях осуществления данной предпринимательской деятельности.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 N 295-О-О указывается, что в связи с принятием Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26_2 и 26_3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" редакция подпункта 5 пункта 2 статьи 346_26 Кодекса была изменена.
В связи с этим возможность применения ЕНВД зависит не от фактической эксплуатации транспортных средств, а от наличия их у лица на основании права собственности или иного права (пользования, владения и (или) распоряжения).
При неизменном предельном количестве транспортных средств для перевозок пассажиров и грузов для исчисления ЕНВД принципиально изменился метод их учета. При этом упростился подсчет транспортных средств налогоплательщика и оптимизировался налоговый контроль в данной сфере.
Данную позицию ранее поддерживал и Минфин России (например, письмо от 12.02.2008 N 03-11-04/3/60).
В то же время, в ряде писем Минфина России (в частности, от 30.10.2009 N 03-11-06/3/263, от 06.03.2008 N 03-11-04/3/106, от 04.10.2011 N 03-11-06/3/108, от 10.05.2012 N 03-11-11/148, от 02.02.2010 N 03-11-11/24) разъясняется, что при определении количественного показателя в целях перевода на ЕНВД не учитываются транспортные средства, имеющиеся у налогоплательщиков на праве собственности и (или) ином праве, которые используются в иных целях, не связанных с оказанием платных услуг по перевозке пассажиров и грузов (например, для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта), а также снятые с регистрационного учета.
Таким образом, Минфин России ставит возможность применения хозяйствующим субъектом, оказывающем услуги по перевозке, специального налогового режима в виде ЕНВД в зависимость не от наличия у него предназначенных в соответствии со своими техническими характеристиками или изготовителем транспортных средств для оказания услуг по перевозке, а от количества транспортных средств, которые эксплуатируются им для оказания услуг по перевозке, что, в принципе, не поддается контролю.
В то же время законодатель, внося изменения в Кодекс, по всей видимости, исходил из того, что применять специальный налоговый режим по данному виду деятельности могут только те хозяйствующие субъекты, у которых числится на балансе небольшое количество транспортных средств (не более 20), а не те, которые из имеющегося большого количества транспортных средств выделяют не более 20 для оказания услуг по перевозке.
В этой связи, учитывая изложенное выше, ФНС России просит в возможно короткие сроки разъяснить, следует ли в целях перевода на систему налогообложения в виде ЕНВД при определении количества транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов, учитывать автотранспортные средства, зарегистрированные за хозяйствующим субъектом на праве собственности, но не используемые им для оказания автотранспортных услуг (например, находятся в ремонте, простаивают, просто не используются, используются временно или постоянно для хозяйственных нужд и др.)?
Одновременно сообщаем, что на совещании, посвященном обсуждению проекта обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением положений главы 26.3 Кодекса, которое состоялось в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации 22.06.2012 и на котором присутствовали как представители ФНС России, так и Минфина России при обсуждении данного вопроса (рассматривался случай сдачи в аренду части транспортных средств) представителем Минфина России не была подтверждена позиция Минфина России, изложенная в указанных выше письмах.
Советник
государственной
гражданской службы
Российской Федерации
2 класса
Д.В.Егоров
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка