В 2011 году были предприняты следующие основные решения, направленные на развитие сектора МСП:
3 декабря 2011 года принят Федеральный закон N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" (далее - Закон N 379).
Законом N 379 на 2012-2013 годы снижены:
максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для основной массы плательщиков с 34% до 30% (в ПФР - 22,0%, в ФСС РФ - 2,9% и в ФОМС - 5,1%) и установлен тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 10 процентов;
тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до 20% (в ПФР - 20,0%, в ФСС РФ - 0,0% и в ФОМС - 0,0%) для плательщиков - субъектов малого предпринимательства в производственной и социальной сферах, применяющих специальные режим налогообложения в виде упрощенной системы налогообложения; для некоммерческих организаций, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения; для благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке и применяющих упрощенную систему налогообложения.
В рамках дальнейшей работы по улучшению ситуации в сфере подключения субъектов малого и среднего бизнеса к объектам инфраструктуры:
1 марта 2011 года подписано постановление Правительства Российской Федерации N 129, утвердившее формы типовых договоров технологического присоединения к электрическим сетям для потребителей до 750 кВА. Обязательность использования указанных типовых форм призвана сделать взаимоотношения потребителей и поставщиков более прозрачными как для потребителей, так и для регулирующих органов, а также исключить возможности включения в договор невыгодных для потребителя условий со стороны сетевой организации;
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2011 года N 877 "О внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке" регламентированы отношения между потребителями электроэнергии и энергосбытовыми компаниями.
Постановление направлено на ограничение необоснованной прибыли сбытовых компаний, которая образуется с помощью механизма дифференцированной оплаты исходя из числа часов использования.
Таким образом, принятые меры рассчитаны в первую очередь на поддержку предприятий малого и среднего бизнеса, присоединенная мощность которых ограничивается 750 кВА включительно и, по прогнозам, должны привести к снижению конечной цены на электроэнергию в 2011 году как минимум на 6 процентов.
Закон устанавливает ответственность за следующие самые распространенные нарушения в сфере подключения к тепло-, водо- и электрическим сетям:
за несоответствие предлагаемого потребителю для заключения проекта договора подключения (присоединения) требованиям законодательства;
за нарушение установленных законодательством сроков представления проекта договора и технических условий;
за необоснованный отказ потребителю в заключении договора.
За все перечисленные нарушения предусматриваются административные штрафы для юридических и должностных лиц. Штрафы для должностных лиц варьируются от 10 до 40 тыс. рублей, для юридических лиц - от 100 до 500 тысяч рублей. При повторном нарушении размер штрафа существенно возрастает и в крайних случаях будет доходить для юридических лиц до миллиона рублей для должностных лиц - до 50 тыс. рублей.
Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон "О защите конкуренции", касающиеся предоставления государственных и муниципальных преференций. Согласно указанным изменениям не требует предварительного согласования с антимонопольным органом предоставление государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в случае, если указанные преференции предоставляются в соответствии с федеральными, региональными, а также муниципальными и межмуниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, расширен перечень мер государственной поддержки, которые не являются государственной или муниципальной преференцией и не требуют предварительного согласования. Так, предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику товарного рынка не будет являться государственной или муниципальной преференцией.
Таким образом, положения Федерального закона "О защите конкуренции" позволяют субъектам малого и среднего предпринимательства в равной мере рассчитывать на государственную и муниципальную поддержку.
Также законом установлен срок, на который заключаются договор аренды в отношении имущества, включенного в перечни государственного и муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, который составляет не менее пяти лет. При этом срок договора может быть уменьшен на основании заявления лица, приобретающего право владения и (или) пользования.
В 2011 году начато формирование Перечня федерального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам МСП.
Министерством экономического развития Российской Федерации принято распоряжение от 22 февраля 2011 года N 184-р "Об утверждении перечней недвижимого федерального имущества для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2011 года N 677 определен порядок и условия заключения без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества высших учебных заведений, что позволило инновационным предприятиям, созданным при вузах получать имущество в аренду на льготных условиях.
Принят Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Законом вводится принцип недопустимости взимания платы с предпринимателей за осуществление процедур лицензирования. При лицензировании уплачивается только государственная пошлина, размер которой установлен Налоговым кодексом.
В целях сокращения финансовых издержек вводятся бессрочные лицензии как это сделано в образовании. При этом за лицензиатом сохраняется право в любое время подать заявление о прекращении действия лицензии. По истечении срока действия лицензий, выданных до вступления в силу Закона, их действие станет бессрочным. В случае если во время осуществления деятельности произошли изменения, лицензия будет переоформлена с последующим установлением также бессрочного срока. Законом упорядочивается процедура переоформления лицензии. Лицензия переоформляется только по заявлению лицензиата без дополнительного представления документов. Вместе с тем актом Правительства будет установлен исчерпывающий перечень сведений, необходимых для принятия решения о возможности переоформления лицензии.