Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов

Преобразование социально-экономических институтов, обеспечивающих развитие человеческого капитала и гражданского общества


В рамках преобразования социально-экономических институтов, обеспечивающих развитие человеческого капитала и гражданского общества, будут реализованы меры по реализации политики в сфере здравоохранения, образования, улучшению положения детей, развития культуры, пенсионного обеспечения, развития институтов жилищного самообеспечения граждан, социальной защиты.

Целью государственной политики в сфере здравоохранения являются меры по эффективному использованию имеющихся финансовых и материально-технических ресурсов и формированию системы, обеспечивающей доступность и высокое качество медицинской помощи в соответствии с потребностями населения и передовыми достижениями медицинской науки.

В рамках реализации федеральных законов "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предстоит решить следующие задачи:

1. Переход с 2013 года на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования, оказание медицинской помощи в соответствии с порядками и стандартами медицинской помощи.

2. Передача субъектам Российской Федерации полномочий по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами (7 нозологий).

3. Внедрение единого норматива субвенций на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования.

4. Переход на единый размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

5. Проведение оценки уровня профессиональной квалификации медицинских работников. Пересмотр программ повышения квалификации и переподготовки кадров, уточнив их с современными достижениями науки, технологиями диагностики и лечения. Привлечение профессиональных ассоциаций медицинских работников к работе по совершенствованию медицинского образования.

6. Совершенствование предоставления медицинской помощи населению, путем увеличения доли амбулаторно-поликлинической помощи и медицинской помощи в дневных стационарах, и снижения доли расходов на стационарную помощь.

7. Принятие мер по стимулированию спроса на лекарственные препараты и медицинские изделия отечественного производства.

8. Принятие мер по формированию здорового образа жизни и повышению ответственности граждан за состояние своего здоровья.

Минздравом России подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в статьи 50 и 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

Законопроектом предусматривается продление реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации на 2013 год.

Финансовое обеспечение будет осуществляться за счет остатков средств на 1 января 2013 года, образовавшихся в бюджете Федерального фонда ОМС в результате неполного использования в 2012 году средств на реализацию программ и мероприятий по модернизации здравоохранения, а также остатков средств на 1 января 2013 года, образовавшихся в бюджетах территориальных фондов (бюджетах субъектов Российской Федерации) в результате неполного использования в 2012 году средств, предоставленных из бюджета Федерального фонда (бюджетов территориальных фондов) на реализацию программ и мероприятий по модернизации здравоохранения.

Предусмотренные в бюджете Федерального фонда ОМС средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации будут направлены на следующие цели:

1) укрепление материально-технической базы медицинских учреждений;

2) внедрение современных информационных систем в здравоохранении;

3) внедрение стандартов оказания медицинской помощи.

Продолжится дальнейшая реализация приоритетного национального проекта "Здоровье". Укрепление материально-технической базы учреждений первичного звена будет способствовать развитию стационарозамещающих технологий и смещению основного объема медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический этап. Сформирована и развивается система оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению. Создается сеть федеральных центров высоких медицинских технологий, отрабатывается механизм финансирования увеличивающегося объема высокотехнологичной медицинской помощи. В 2013-2016 годах предполагается построить и ввести в эксплуатацию в субъектах Российской Федерации 14 перинатальных центров.

В соответствии с п.5 поручения Правительства Российской Федерации от 17 мая 2012 года N ДМ-П12-2803 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" от 7 мая 2012 года до 1 января 2012 года будет разработана Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года, целью которой будет являться повышение эффективности реализации государственных программ лекарственного обеспечения граждан, их переориентацию на сохранение здоровья, в первую очередь, здоровья работающих граждан.

До 2014 года предстоит осуществить подготовку нормативной правовой базы, необходимой для реализации стратегии, в том числе в части совершенствования государственного регулирования обращения лекарственных средств, и реформирование системы государственного регулирования цен на лекарственные препараты.

Реализация стратегии позволит повысить доступность лекарственных препаратов для всех групп населения, улучшить качество и интенсивность медикаментозного лечения вследствие предоставления более эффективных препаратов, снизить потери валового внутреннего продукта вследствие влияния глобального бремени болезней.

Дальнейшая реализация мер по совершенствованию медицинской помощи населению будет осуществляться в рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".

В сфере образования с 1 января 2013 года предусматривается вступление в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", внесенного в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2012 года N 1386-р, направленного на создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования, комплексную модернизацию законодательства об образовании, обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ, закрепление принципов, в соответствии с которыми будет осуществляться правовое регулирование всей совокупности правоотношений системы образования, общие положения и правовые режимы, действующие на каждом ее уровне, правовые механизмы, позволяющие эффективно применять соответствующие нормы на практике.

Предусматривается реализация первого этапа Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (далее - Госпрограмма).

В рамках Госпрограммы предстоит обеспечить доступность и качество образования на всех его уровнях с дошкольного образования до высшего и послевузовского образования, а также дополнительного образования детей и взрослых, развитие системы непрерывного образования.

Среди основных направлений развития образования, предусмотрены, в том числе следующие:

оптимизация сети образовательных учреждений с учетом реформы бюджетных учреждений, а также приоритетов социально-экономического развития;