Перевозки грузов. Морским транспортом Российской Федерации перевозится всего 1% общего объема перевезенных грузов, при этом коммерческий грузооборот составляет чуть более 4% общего объема коммерческого грузооборота. Российскими судами главным образом перевозятся наливные грузы - 22%, металлы - 20% и уголь - 15 процентов.
Перевозки грузов морским транспортом в 2011 году составили 33,9 млн. тонн, или 91,6% к уровню 2010 года, коммерческий грузооборот - 77,3 млрд.т-кт или 77,2% к уровню 2010 года.
Объем перевозок морским транспортом, с учетом прогнозируемого снижения тоннажа морского флота, уменьшится в 2012 году на 4,4% против уровня 2011 года и составит 32,4 млн. тонн. При этом грузооборот на морском транспорте снизится на 10,9% против уровня 2011 года и составит 68,9 млрд.т-км.
Основными причинами сокращения показателей работы морского транспорта являются: неблагоприятная конъюнктура мирового рынка, уменьшение физических объемов экспортных грузов, снижение количества договоров на перевозку грузов судами под флагом Российской Федерации, передача судов под иностранный флаг и рост перевозок судами под "удобным флагом" российских судоходных компаний.
Структура перевозок отечественных грузов и, соответственно, структура морского транспортного флота в ближайшие годы не изменится.
Перевозки морским транспортом в значительной степени ориентированы на внешний рынок (экспортно-импортные поставки), поэтому его показатели деятельности очень чувствительны к изменениям конъюнктуры мирового фрахтового рынка и мировой экономики в целом.
Помимо внешних факторов морской транспорт находится в существенной зависимости от эффективности российской портовой инфраструктуры, а также эффективности коммерческого флота, зарегистрированного под флагом Российской Федерации.
Постепенное увеличение объема перевозок грузов морским флотом предполагается с 2013 года, что обусловлено реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства в рамках принятия Федерального закона N 305-ФЗ от 07.11.2011, строительством новых судов и регистрацией судов в Российском международном реестре судов.
С учетом прогнозируемых темпов роста внутреннего валового продукта в среднесрочной перспективе прогнозируется рост перевозок грузов морским транспортом. В 2015 году они могут составить 36,7 млн. тонн (104,6% к уровню 2011 года), а грузооборот 72,1 млрд.т-км (103,3% к уровню 2011 года).
Различия тенденций развития морского транспорта в среднесрочной перспективе по вариантам развития экономики не существенны.
В случае развития экономики по консервативному варианту ожидаемый объем перевозок в 2015 году может уменьшиться на 1,3 млн. тонн, а грузооборот может сократиться на 2,5 млрд.т-км.
К позитивным факторам развития морского транспорта России можно отнести реализацию инновационной программы крупнейшей российской судоходной компании ОАО "Совкомфлот", в рамках которой планируется: разработка и освоение Арктических маршрутов транспортировки углеводородов в Китай, Японию и Юго-Восточную Азию, внедрение инновационных технологических решений по организации круглогодичного обслуживания нефти и газодобывающих компаний на шельфовых месторождениях Арктических морей, поэтапную замену танкерного флота компании энергоэффективными и экологически безопасными судами нового поколения, переход на качественно новый уровень подготовки экипажей судов с применением инновационных средств обеспечения и профессионального отбора специалистов.
Дальнейшее развитие портовых мощностей также будет способствовать повышению независимости транспортного обеспечения внешней торговли от услуг иностранных морских портов.
За счет роста перевалки нефти, зерна и угля, объем перевалки грузов в морских портах России может составить к 2015 году - 700 млн. тонн (130,7% к уровню 2011 года).
Инвестиции. Повышение эффективности коммерческого флота требует значительных инвестиций, поэтому темпы его обновления будут определяться, прежде всего, возможностями российского судостроения, а также доступностью заемных финансовых ресурсов на российском рынке.
На морском транспорте инвестиции в 2011 году составили 34,9 млрд. рублей (в т.ч. из федерального бюджета 16,8 млрд. рублей) против 30,2 млрд. рублей (из федерального бюджета 14,4 млрд. рублей) в 2010 году.
При сохранении положительных макроэкономических тенденций, темпов роста ВВП, объем инвестиций за счет всех источников финансирования может достичь к 2015 году 83,5 млрд. рублей.
Вместе с тем, в случае проведения более жесткой бюджетной политики, уровень финансирования упадет в 2015 году до отметки 53,3 млрд. рублей.
Разница в 29,2 млрд. рублей между прогнозируемыми уровнями 2015 года может повлиять на реализацию проектов связанных со строительством скоростных пассажирских судов (морское такси), автопассажирских паромов, которые станут невозможными в случае замедления темпов развития экономики страны, исходя из приоритетов развития портовой инфраструктуры.
Технологическая оснащенность российских торговых портов не обеспечивает необходимый объем перевалки внешнеторговых и транзитных грузов, в результате часть российских внешнеторговых грузов, перевозимых с использованием морского транспорта, следует через иностранные порты.
Недостаточное развитие морских портов, в том числе ориентированных на экспорт угольных и зерновых терминалов, а также ориентированных на импорт портовых мощностей для перевалки контейнеров и накатных грузов, остается одной из приоритетных проблем. В рамках сложившихся тенденций проблема будет решаться в основном за счет частных инвестиций.
В среднесрочной перспективе будут реализовываться комплексные проекты: развитие морского торгового порта Усть-Луга; строительство морского порта в районе пос.Сабетта; строительство нового морского порта в г.Беломорске, Архангельская область; строительство линейных дизельных ледоколов; строительство скоростных пассажирских судов (морское такси); строительство автопассажирских паромов; строительство парома для линии Усть-Луга - Балтийск.