Перевозки грузов автомобильным транспортом занимают наибольшую долю в общем объеме коммерческих перевозок грузов - на уровне 44%, и только 4% в общем объеме коммерческого грузооборота. В среднесрочном периоде значительные сдвиги в структуре перевозок грузов не прогнозируются (доля автомобильного транспорта в общем объеме коммерческих перевозок грузов достигнет 45 процентов).
Продолжающийся интенсивный процесс автомобилизации населения при более низких темпах ввода в эксплуатацию автомобильных дорог сдерживает развитие автомобильных перевозок. Так, в настоящее время около 50% от общего объема перевозок по автомобильным дорогам федерального значения осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети, что приводит к увеличению транспортных издержек в конечной стоимости продукции, а также снижению безопасности дорожного движения. Таким образом, развитие автомобильных дорог является ключевой задачей снятия инфраструктурных ограничений экономического роста.
В 2011 году предприятия автомобильного транспорта вели агрессивную политику по привлечению грузовой базы, привлекая грузы, которые ранее перевозились железнодорожным транспортом. В связи с этим увеличилась средняя дальность перевозки грузов на 9%, а во II квартале 2012 года средняя дальность перевозки впервые превысила отметку в 70 километров.
Так, в 2011 году перевозки грузов автомобильным транспортом составили 1654,6 млн. тонн, или 105,4% к уровню 2010 года, а коммерческий грузооборот - 107,0 млрд.т-км или 115,0% к уровню 2010 года.
В 2012 году также продолжится увеличение объема перевозок грузов автомобильным транспортом, который достигнет уровня в 1698,7 млн. тонн (103,0% к 2011 году), рост коммерческого грузооборота прогнозируется на уровне 112,1% к 2011 году и будет составлять 119,9 млрд.т-км.
Обостряется конкуренция на рынке контейнерных отправок, транспортировки скоропортящихся, продовольственных, тарно-штучных и других номенклатур на расстояниях до 2000 км. Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе данная тенденция сохранится.
С учетом прогнозируемых темпов роста промышленного производства и ВВП в среднесрочной перспективе прогнозируется рост перевозок грузов автомобильным транспортом, который в 2015 году составит 1959,1 млн. тонн (118,4% к уровню 2011 года), а грузооборот - 138,3 млрд.т-км (129,2% к уровню 2011 года).
В случае более медленных темпов роста промышленного производства и ВВП ожидаемый объем перевозок в 2015 году может быть меньше на 17,1 млн. тонн, грузооборот - на 1,2 млрд.т-км.
Ключевыми факторами конкурентоспособности автомобильного транспорта станут гибкость ценообразования и географии перевозок, новая техника и технологии перевозочного процесса, а также интеграция разных видов транспорта при перевозке (интермодальность).
Инвестиции. Российская экономика из-за низкого качества и недостаточных провозных возможностей автодорожной сети ежегодно несет колоссальные потери:
- не завершено формирование опорной транспортной сети на всей территории страны, это сдерживает экономическое развитие регионов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, ограничивает мобильность населения;
- доля транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции составляет примерно 15-20% (в экономически высокоразвитых странах - не более 7-8%);
- развивается дефицит пропускной способности федеральной дорожной сети, в первую очередь на подходах к крупным городам и транспортным узлам страны, доля протяженности автодорог федерального значения, работающих в режиме перегрузки регулярно увеличивается при росте количества автомобилей.
Важнейшим событием для дорожной отрасли в ближайшие годы стало создание системы дорожных фондов. Таким образом, реализуется принцип "пользователь платит", установлена четкая связь между источниками финансирования дорожного хозяйства (законодательно зафиксированы) и результатами их использования. Система дорожных фондов направлена на обеспечение дорожного хозяйства надежным источником финансирования и стимулирует рост темпов обновления и развития автомобильных дорог. В 2012 году всеми субъектами Российской Федерации были приняты законы о создании региональных дорожных фондов и таким образом система целевых дорожных фондов заработала в полном объеме.
Инвестиции в строительство и реконструкцию автомобильных дорог в 2011 году составили 418 млрд. рублей (в т.ч. из федерального бюджета 270 млрд. рублей). В 2012 году рост инвестиции составит порядка 5% и в сумме достигнет 439 млрд. рублей (в т.ч. из федерального бюджета 240,3 млрд. рублей).
В среднесрочной перспективе прогнозируется дальнейший рост инвестиций в дорожное хозяйство.
При сохранении положительных макроэкономических тенденций, к 2015 году объем инвестиций за счет всех источников финансирования может достичь 620-740 млрд. рублей, в т.ч. из федерального бюджета порядка 230-350 млрд. рублей в зависимости от варианта развития экономики.
В 2012-2015 годах планируется обеспечить реализацию следующих крупных инвестиционных проектов: строительство или реконструкция участков следующих автомобильных дорог: М-56 "Лена", "Колыма", "Вилюй", подъезд к г.Жуковский (ЛИИ им.Громова), "Восточный обход промышленной зоны г.Липецка", а также строительство и реконструкция автомобильных дорог в рамках подготовки к проведению XXVII Всемирной летней Универсиады в 2013 году в г.Казани".
Пассажирские перевозки. Развитие автомобильного транспорта определяется прежде всего параметрами занятости населения. Растущая автомобилизация населения и конкурентное давление альтернативных видов транспорта потребуют от автоперевозчиков повышения уровня качества (обновление подвижного состава), регулярности и безопасности оказываемых услуг, в первую очередь, это касается малых и средних предприятий, которые в последние годы росли за счет экстенсивных факторов (увеличение количества эксплуатируемых маршрутов и автопарка на нем).
Пассажирооборот автомобильного (автобусного) транспорта в 2011 году снизился по сравнению с 2010 годом на 1,7% и составил 136,9 млрд.пасс-км. По итогам 2012 года ожидается дальнейшее снижение пассажирооборота до 134,7 млрд.пасс-км. (98,4% к 2011 году).
Данная тенденция объясняется, прежде всего, растущей автомобилизацией населения и конкурентным давлением альтернативных видов транспорта. Автоперевозчики не справляются с необходимым повышением уровня качества предоставляемых услуг (слабое обновление подвижного состава), проблемы с регулярностью движения и безопасностью оказываемых услуг только усугубляют ситуацию. Указанная ситуация, в первую очередь, касается малых и средних предприятий, которые в последние годы росли за счет экстенсивных факторов (увеличение количества эксплуатируемых маршрутов и автопарка на нем).
Пассажирооборот городского электрического транспорта в 2011 году, напротив, несколько увеличился по сравнению с 2010 годом и составил 56,5 млрд.пасс.-км или 100,4% к уровню 2010 года. По итогам 2012 года ожидается дальнейший рост пассажирооборота до 57,5 млрд.пасс-км. (102,0% к уровню 2011 года), что объясняется ростом численности населения в городах по стране, повышением уровня урбанизации, проводимой субъектами Российской Федерации политикой по обновлению подвижного состава городского электрического транспорта.
Вместе с тем в среднесрочной перспективе с учетом роста реальных располагаемых доходов населения прогнозируется рост пассажирооборота на автобусном транспорте до 138,1-141,3 млрд.пасс-км в 2015 году (108,9-103,2% к 2011 году).
Пассажирооборот городского электрического транспорта в среднесрочной перспективе также будет постепенно возрастать и в 2015 году может достичь отметки в 58,4 млрд.пасс-км. (103,4% к 2011 году). Возможно замедленные темпы роста экономики и, соответственно, реально располагаемые доходы населения не окажут сколь значимого воздействия на пассажирские перевозки данным видом транспорта.
Стоит отметить, что рост показателей городского электрического транспорта напрямую связан с увеличением пассажирооборота на метрополитене. На наземном транспорте будет наблюдаться некоторое снижение показателей.