Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов

4.9. Отрасли социальной сферы


Государственная политика в сфере образования на период 2013-2015 годов будет осуществляться в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также задачами, поставленными в указах Президента Российской Федерации В.В.Путина от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".

В 2013-2015 годов предстоит обеспечить:

разработку и утверждение в декабре 2013 года Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных и состояния математического образования на различных уровнях образования;

осуществление к июню 2013 года перехода к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего профессионального образования, а также повышение норматива финансирования ведущих университетов, осуществляющих переподготовку специалистов по инженерным, медицинским и естественно-научным направлениям (специальностям);

доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;

доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования до средней заработной платы в соответствующем регионе;

повышение к 2018 году средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе;

создание к декабрю 2015 года базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров;

достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" (далее - Инициатива);

распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей и молодежи;

создание и внедрение независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования;

развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов;

создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования;

обеспечение равных условий доступа государственных и негосударственных образовательных учреждений к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию на основе государственного (муниципального) задания (заказа) на реализацию основных образовательных программ;

обновление структуры сети образовательных учреждений, в том числе создание и развитие федеральных и национальных исследовательских университетов;

развитие системы непрерывного образования;

формирование и развитие механизмов поддержки обучения российских магистрантов и аспирантов в ведущих зарубежных университетах;

усиление позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг, увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России.

С 2013 года предусматривается реализация первого этапа государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (далее - Госпрограмма).

В соответствии с проектом общий объем финансового обеспечения Госпрограммы из средств федерального бюджета в 2013-2020 годах составляет 5,5 трлн. рублей (в среднем около 0,85% ВВП). На развитие профессионального образования будет направлено 85,7% средств Госпрограммы, на развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей - 12,2 процента.

В рамках Госпрограммы предстоит обеспечить развитие профессионального образования, развитие общего образования и дополнительного образования детей, обеспечить доступность образования и обновление качества образования.

Основными направлениями развития профессионального образования в прогнозный период предусматривается:

оптимизация сети учреждений профессионального образования с учетом реформы бюджетных учреждений, а также приоритетов социально-экономического развития;

продолжение формирования центров профессиональных квалификаций (ресурсных центров) на базе учреждений начального образования и части учреждений среднего профессионального образования;

трансформирование части программ среднего профессионального образования в программы прикладного бакалавриата;

переход учреждений профессионального образования на нормативное подушевое финансирование (не менее 50% учреждений);

осуществление государственной поддержки образовательного кредитования;

создание эффективных механизмов обновления качества профессионального образования с учетом потребности инновационного развития экономики страны, разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения на основе компетентностного подхода с привлечением работодателей;