Добыча угля в 2011 году составила 333,8 млн. тонн (103,7% к уровню 2010 года) - это наивысший показатель в России за постсоветский период. Использование производственных мощностей по добыче угля в 2011 году составило 79%, рентабельность к затратам на производство проданной продукции 38,5 процента.
В 2011 году спрос внутреннего рынка на угольную продукцию увеличился до 232,1 млн.т (108,4%). По данным Росстата, в условиях роста экспортных контрактных цен экспорт угля уменьшился до 110,8 млн.т (95,6%) из-за имевших место ограничений в инфраструктуре перевозок и перевалки угля в портах, а импорт, в основном из Казахстана, увеличился до 31,4 млн.т угля (106,2 процента).
На финансирование мероприятий по реструктуризации угольной отрасли за счет средств федерального бюджета израсходовано в 2011 году 6,8 млрд. рублей.
В 2012 году добыча угля с учетом итогов работы угольной отрасли в первом полугодии текущего года оценивается в размере 342,7 млн. т (102,7% к уровню 2011 года), в том числе объем угля для коксования составит 67 млн.т (103,5%) при сохранении тенденций роста спроса на них. Внутреннее потребление товарного угля ожидается на уровне 230,1 млн.т (99%). Удельный вес угля Кузнецкого и Канско-Ачинского угольных бассейнов в общем объеме добычи угля будет возрастать ввиду наличия развитой ресурсной базы.
С учетом внешнеэкономической конъюнктуры, потребностей внутреннего рынка и транспортных возможностей экспорт угля в 2012 году оценивается в размере 120,7 млн. т (108,9% к уровню 2011 года).
В 2012 году темпы роста объемов инвестиций в обновление производства оцениваются 104,5-104,7 процента.
Основными ограничениями развития отрасли являются:
высокие логистические издержки (доля транспортных затрат в конечной цене угля у потребителя достигает более 50 процентов);
низкая пропускная способность железнодорожной сети (в особенности пограничные переходы) и портов;
устойчивая тенденция снижения внутреннего спроса на энергетический уголь в условиях конкуренции газа, поставляемого на внутренний рынок по регулируемым ценам (только в случае более чем двукратного повышения цен на газ, возможно, возобновить интерес инвесторов к развитию угольной промышленности);
отсутствие стимулов к повышению качества и глубины переработки угля, а также получения новых видов угольной продукции в условиях невостребованности у потребителей;
высокая капиталоемкость и длительность разработки новых месторождений.
Правительством Российской Федерации был принят ряд мер, направленных на решение проблем развития угольной отрасли, и в первую очередь по вопросам государственного управления промышленной безопасностью и военизированными горноспасательными частями, обязательного проведения дегазации на угольных шахтах, повышения мер административной ответственности за нарушения требований безопасности.
При разработке прогноза развития угольной промышленности до 2015 года учитывалась реализация комплекса программных мер по стабилизации ситуации в угольной отрасли, предусмотренных в утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 января 2012 года N 14-р Долгосрочной программе развития угольной промышленности России на период до 2030 года в части: завершения мероприятий по реструктуризации отрасли; технического перевооружения и интенсификации угольного производства; увеличения объемов обогащения угля; снижения аварийности и травматизма на угледобывающих предприятиях; мероприятий по эксплуатации природоохранных объектов и мониторингу экологических последствий; дальнейшего развития экспортного потенциала.
Программа конкретизирует основные положения Энергетической стратегии России на период до 2030 года, относящиеся к развитию угольной промышленности, в части уточнения задач, сроков и ожидаемых результатов их реализации, системы необходимых мер и механизмов государственной энергетической политики в данной сфере с учетом дальнейшего развития партнерства государства и бизнеса.
Целью этой Программы является реализация потенциальных конкурентных преимуществ российских угольных компаний в рамках осуществления долгосрочной государственной энергетической политики и перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны.