Инновационный центр "Сколково" должен стать площадкой для отработки механизмов поддержки инновационной деятельности. В рамках проекта "Сколково" будет осуществляться работа по созданию конкурентоспособных наукоемких разработок мирового уровня по пяти приоритетным технологическим направлениям (информационные, биомедицинские, энергоэффективные, ядерные и космические технологии). Для их успешной реализации создан беспрецедентный правовой режим, минимизирующий административные барьеры и налоговое бремя для компаний-резидентов. Предполагается, что с 2013 года часть льгот будет распространена на другие инновационные территории - наукограды и ЗАТО. В рамках "Сколково" созданы Открытый Университет Сколково (ОтУС) и совместно с Массачусетским технологическим институтом - Сколковский институт науки и технологий (СИНТ), которые должны в перспективе войти в мировую университетскую элиту. В настоящее время с привлечением государственных компаний, разрабатывающих программы инновационного развития, осуществляется формирование фонда целевого капитала СИНТ, который позволит ему формировать ведущие научные школы, обеспеченные долгосрочным негосударственным финансированием. В части государственного финансирования в 2013-2015 годах на развитие фундаментальных и прикладных научных исследований также предусматриваются соответствующие средства.
В качестве новой меры предполагается поддержка кластерных инициатив. Минэкономразвития России осуществлена подготовка проекта перечня пилотных программ развития 25 инновационных территориальных кластеров, поддержка которых предполагается на федеральном уровне.
В качестве основных инструментов поддержки пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров предполагается определить следующие:
предоставление субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на цели реализации мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных кластеров;
обеспечение поддержки реализации мероприятий программ развития пилотных кластеров в рамках федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации;
привлечение государственных институтов развития к реализации программ развития пилотных кластеров;
стимулирование участия крупных компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития, в деятельности пилотных кластеров;
распространение на территории базирования пилотных кластеров части налоговых льгот, которые законодательно предусмотрены для проекта "Сколково".
В 2013-2015 годах активно продолжится реализация государственной политики, направленной на вхождение России в число мировых лидеров в области нанотехнологий. К 2015 году в результате деятельности ОАО "РОСНАНО" объемы производства нанопродукции инвестируемых корпорацией предприятий составят не менее 300 млрд. рублей в год, а суммарный объем производства всей российской наноиндустрии должен составить 900 млрд. рублей.
В целях развития отраслей, являющихся основой следующего технологического уклада, Правительством Российской Федерации утверждена Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на 2011-2020 годы "БИО-2020".
Сохранению положительной динамики в развитии сектора исследований и разработок, повышению его эффективности будет способствовать активная государственная научно-техническая политика, предусмотренная в основном варианте прогноза. Общая величина расходов на исследования и разработки к 2015 году в базовом умеренно-оптимистичном варианте несколько возрастет (1,15-1,2% ВВП против 1,12% ВВП в 2011 году). В консервативном варианте и государственные, и общие расходы на НИОКР снижаются (до 1,07% ВВП).
В связи с проводимой реструктуризацией научного сектора, в том числе укрупнением и ликвидацией ряда организаций, в 2013-2015 годах сохранится тенденция сокращения числа организаций, выполняющих исследования и разработки. По прогнозной оценке, количество таких организаций в 2015 году уменьшится до 3592 единиц (3682 единиц в 2011 году).
Государственные расходы на науку и инновации будут способствовать повышению удельной оснащенности исследователей оборудованием.
В связи с принятием мер по государственному стимулированию инновационной активности бизнеса ожидается рост показателей, характеризующих состояние инновационной деятельности. Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, может достигнуть к 2015 году рекордного значения - 12,1 процента.
Затраты на технологические инновации в промышленности по итогам 2011 года увеличились по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах на 15,9 процента. Предполагается, что в 2015 году указанные расходы предприятий будут в основном варианте выше уровня 2010 года примерно в 2 раза, а затраты на производственное проектирование и технологическую подготовку производства - в 1,5-1,6 раза в зависимости от сценария экономического развития.
Число патентных заявок на изобретения, поданных российскими заявителями, составит в 2015 году 225-240 заявок на 1 млн. человек (185 заявок в 2011 году).
В результате удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг увеличится с 6,1% в 2011 году до 14% в 2015 году.
Предполагается, что к концу прогнозного периода завершится переход к модели развития, в которой инновационный сектор станет достаточно конкурентоспособным на мировом уровне и превратится в значимый фактор роста российской экономики.