Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов

Структура денежных доходов населения

2011

2012

2013

2014

2015

Денежные доходы всего

100

100

100

100

100

Оплата труда

39,8

41,8

42,2

42,3

42,5

Социальные трансферты

18,1

18,5

18,5

18,5

18,2

Доходы от собственности и предпринимательской деятельности

12,8

12,5

11,9

11,4

11,0

Прочие доходы

29,3

27,2

27,4

27,8

28,3



С 1 января 2013 года предполагается увеличение МРОТ на 12,9% и установление его в сумме 5205 рублей в месяц. В дальнейшем планируется ежегодное его повышение темпами соответствующими ежегодному увеличению номинально начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника в целом по экономике Российской Федерации до достижения величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Трудовые пенсии в варианте 2 будут индексироваться в соответствии с нормами Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 1 февраля - по индексу потребительских цен за предыдущий год и с 1 апреля - по индексу роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации.

В результате индексации среднегодовой размер трудовой пенсии будет увеличиваться следующими темпами: в 2013 году - на 10,9%, в 2014 году - на 9,4%, в 2015 году - на 9,4 процента. В целом за 2012-2015 годы средний размер трудовой пенсии вырастет в 1,47 раза, а его соотношение с прожиточным минимумом пенсионера улучшится с 1,68 раза в 2011 году до 1,83 раза в 2015 году.

В варианте 1, начиная с 2013 года, предусматривается более низкая индексация трудовой пенсии. Средний размер трудовой пенсии за 2012-2015 годы увеличится в 1,43 раза.

Необходимо отметить, что в настоящее время разрабатывается проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, принятие которой окажет влияние на прогнозную динамику пенсий.

Индексация социальных пенсий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Это позволит поддерживать соотношение среднего размера социальной пенсии с прожиточным минимумом пенсионера на уровне не ниже 1,03 раза.



Кроме того, предполагается обеспечить минимальный уровень материальной обеспеченности не ниже прожиточного минимума пенсионера за счет социальных доплат. В случае если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, пенсионеру устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии.

Оценка величины прожиточного минимума на 2012 год произведена на основании потребительской корзины, установленной Федеральным законом от 31 марта 2006 года N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" с учетом прогнозных значений индексов потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары, услуги.

С 2013 года величина прожиточного минимума рассчитана с учетом предстоящего перехода на нормативно-статистический метод расчета, в соответствии с которым продукты питания включены в потребительскую корзину по нормам в натуральных объемах, а непродовольственные товары и услуги - по их доле в общих потребительских расходах. Применение нормативно-статистического метода позволит избежать нарастающего несоответствия потребительской корзины фактическим расходам домашних хозяйств.

Использование новой методики расчета приведет к увеличению величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации в 2013 году на 4,2%, в том числе для трудоспособного населения - 3,3%, пенсионеров - 8,2%, детей - 4,1 процента. В результате величина прожиточного минимума в среднем на душу населения к 2015 году прогнозируется на уровне 8293 рубля с ростом к 2011 году на 30,2 процента.

Увеличение потребительской корзины потребует дополнительных расходов бюджетных средств на выплату федеральной и региональной социальной доплаты к пенсии и на индексацию социальных пенсий и других пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Увеличение потребительской корзины также может повлиять на расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, связанные с финансированием государственной социальной помощи малоимущим гражданам согласно статье 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и выплатой ежемесячного пособия на ребенка, предусмотренного статьей 16 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

В 2013-2015 годах планируется проведение индексации размеров ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и государственных пособий гражданам, имеющим детей, ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в установленном законодательством Российской Федерации порядке - ежегодно, исходя из прогнозного уровня инфляции.

Реализация мер по повышению доходов населения позволит сократить численность бедного населения. Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума будет последовательно снижаться с 12,8% в 2011 году до 11,5% в 2015 году. При этом переход на нормативно-статистический метод расчета прожиточного минимума, по оценке, не приведет к росту уровня бедности в 2013 году, который сохранится на уровне 2012 года.

Потребительские расходы домашних хозяйств будут расти на 5,4-5,8%, опережая динамику доходов населения. Рост потребления будет обеспечиваться как расширением потребительского кредитования, так и снижением нормы сбережений с 9,4% в 2012 году до 8,2% в 2015 году.

В структуре расходов населения предполагается постепенное снижение доли расходов на покупку товаров с 64,9% в 2013 году до 64,5% в 2015 году при одновременном росте доли платных услуг с 18,3% в 2013 году до 19,3% в 2015 году. Это связано как с более быстрым ростом стоимости платных услуг, так и с расширением спектра потребляемых населением услуг по мере роста доходов граждан.