Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов

Параметры пенсионной системы, учтенные в прогнозе


При разработке прогноза развития пенсионной системы на 2013-2015 годы во всех вариантах были использованы нормы действующего пенсионного законодательства в области обязательного пенсионного страхования.

Пенсионная система в среднесрочной перспективе будет характеризоваться следующими дисбалансами:

Удельное число наемных работников на одного получателя трудовой пенсии сократится с 1,23 до 1,18 (0,98 в 2030 году);

Средневзвешенный тариф страховых взносов, отчисляемый на страховую часть трудовой пенсии, сократится с 18,7% до 18,0% (16% в 2030 году) в связи с повышением доли лиц 1967 года рождения и младше (отчисляющих 6% тарифа на накопительную часть пенсии) в структуре наемных работников;

Соотношение среднего размера трудовой пенсии к средней заработной плате снизится с 36,1% до 33,7%, а среднего размера трудовой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера (далее - ПМП) возрастет с 1,68 до 1,83 раза (индексация пенсии выше роста ПМП, но ниже роста средней заработной платы в стране);

Дефицит бюджета ПФР (с учетом валоризации) увеличится в номинальном выражении, однако в процентах ВВП в рамках действующего законодательства будет удерживаться на уровне 2,6% ВВП.

В результате уже сейчас возникает острая необходимость в разработке и проведении реформы в сфере пенсионного обеспечения, которая позволит утвердить комплекс мер, направленных на обеспечение сбалансированности пенсионной системы. Однако эффекты от вышеуказанных мер требуют тщательного анализа и оценки не только краткосрочной сбалансированности пенсионной системы, но и ее долгосрочной устойчивости и перспектив изменения жизненного уровня пенсионеров.

В настоящее время ведется работа по подготовке предложений по проекту Стратегии развития пенсионной системы, в том числе по следующим направлениям:

- корректировка периода выплаты трудовой пенсии;

- повышение фиксированного платежа самозанятого населения на финансирование трудовых пенсий;

- установление обязанности работодателя по финансированию досрочных пенсий;

- изменение порядка формирования пенсионных прав застрахованных лиц.

Вместе с тем меры, разрабатываемые в рамках проекта Стратегии развития пенсионной системы, могут быть учтены в прогнозе социально-экономического развития после ее утверждения Правительством Российской Федерации.