Вид налога: Трансфертное ценообразование
Статьи Налогового кодекса:
Статья 105.15
Вопрос:
О подготовке и представлении документации в целях налогового контроля.
Ответ:
Федеральная налоговая служба в целях реализации главы 14.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также в связи с вопросами, поступающими от налогоплательщиков, информирует о подготовке и представлении налогоплательщиками в ФНС России документации в целях налогового контроля (далее также документация).
При рассмотрении вопросов, связанных с процессом подготовки и представления документации в целях налогового контроля, ФНС России руководствуется положениями Кодекса, иными федеральными законами и актами законодательства о налогах и сборах, разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 105.15 Кодекса налогоплательщик обязан представлять по требованию ФНС России документацию относительно конкретной контролируемой сделки (группы однородных сделок), указанной в требовании.
В соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 105.7 Кодекса однородными сделками признаются сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях. Определение идентичности и однородности товаров (работ, услуг) установлено в пунктах 6 и 7 статьи 38 Кодекса.
Следует отметить, что в пункте 1 статьи 105.15 Кодекса не указано, что сделка, в отношении которой нужно составлять и представлять документацию, должна быть контролируемой в соответствии с положениями статьи 105.14 Кодекса. Однако это следует из дальнейших пунктов статьи 105.15 Кодекса.
Поэтому положения статьи 105.15 Кодекса распространяются только на контролируемые сделки, в том числе сделки участника консолидированной группы налогоплательщика, которые согласно положениям статьи 105.14 признаются контролируемыми.
При этом необходимо принимать во внимание переходные положения, предусмотренные пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения". Положения статей 105.15-105.17 Кодекса до 1 января 2014 года применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно: в 2012 году - 100 млн. рублей, в 2013 году - 80 млн. рублей.
Под документацией в целях налогового контроля понимается совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме (если составление таких документов по установленной форме не предусмотрено законодательством Российской Федерации) и содержащий следующие сведения:
1) о деятельности налогоплательщика (лиц), совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок), связанной с этой сделкой:
перечень лиц (с указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются), с которыми совершена контролируемая сделка, описание контролируемой сделки, ее условий, включая описание методики ценообразования (при ее наличии), условия и сроки осуществления платежей по этой сделке и прочую информацию о сделке;
сведения о функциях лиц, являющихся сторонами сделки (в случае проведения налогоплательщиком функционального анализа), об используемых ими активах, связанных с этой контролируемой сделкой, и о принимаемых ими экономических (коммерческих) рисках, которые налогоплательщик учитывал при ее заключении;
2) в случае использования налогоплательщиком методов, предусмотренных статьей 105.7 Кодекса, следующие сведения об использованных методах:
обоснование причин выбора и способа применения используемого метода;
указание на используемые источники информации;
расчет интервала рыночных цен (интервала рентабельности) по контролируемой сделке с описанием подхода, используемого для выбора сопоставимых сделок;
сумма полученных доходов (прибыли) и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) в результате совершения контролируемой сделки, полученной рентабельности;
сведения об экономической выгоде, получаемой от контролируемой сделки лицом, которым совершена эта сделка, в результате приобретения информации, результатов интеллектуальной деятельности, прав на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и других исключительных прав (при наличии соответствующих обстоятельств);
сведения о прочих факторах, которые оказали влияние на цену (рентабельность), примененную в контролируемой сделке, в том числе сведения о рыночной стратегии лица, совершившего контролируемую сделку, если эта рыночная стратегия оказала влияние на цену (рентабельность), примененную в этой контролируемой сделке (при наличии соответствующих обстоятельств);
произведенные налогоплательщиком корректировки налоговой базы и сумм налога в соответствии с Кодексом (в случае их осуществления).
Согласно пункту 2 статьи 105.15 Кодекса налогоплательщик вправе представить иную информацию, подтверждающую, что коммерческие и (или) финансовые условия контролируемых сделок соответствуют тем, которые имели бы место в сопоставимых сделках, с учетом произведенных корректировок для обеспечения сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставимых сделок.
При оценке содержания, объема и уровня детализации предоставляемой информации, а также принимая во внимание, что отдельные положения пунктов 1 и 2 статьи 105.15 Кодекса содержат открытые перечни информации, налогоплательщикам необходимо руководствоваться принципом, установленным пунктом 6 статьи 105.15 Кодекса, согласно которому детальность и основательность представляемой в ФНС России документации должны быть соразмерны сложности сделки и формированию ее цены (рентабельности сторон сделки).
Также необходимо отметить, что общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами установлены статьей 105.3 Кодекса. Положения пункта 1 указанной статьи предусматривают, что стороны контролируемой сделки должны определять свои налоговые обязательства исходя из условий сделок, признаваемых в соответствии с разделом V.1 Кодекса сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Возможные искажения в распределении экономических выгод между сторонами контролируемой сделки не должны влиять на их налоговые обязательства.
Следовательно, при составлении документации налогоплательщикам необходимо руководствоваться указанным принципом для обоснования соответствия или несоответствия цен в совершенных контролируемых сделках рыночным ценам для целей налогообложения.
Согласно пункту 12 статьи 105.7 Кодекса налогоплательщики не обязаны руководствоваться методами, указанными в пункте 1 статьи 105.7 Кодекса, для обоснования своей политики в области ценообразования в целях, не предусмотренных Кодексом. Из этого следует, что положения Кодекса разграничивают случаи, когда действия налогоплательщика могут быть направлены на реализацию собственной политики в области ценообразования или для целей, предусмотренных Кодексом.