Координатором реализации Стратегии является Минобрнауки России. Минобрнауки России обеспечивает формирование Стратегии в области развития науки и инноваций как системы мер по развитию среды генерации знаний, формированию инновационной инфраструктуры, нормативному стимулированию инноваций и осуществлению прикладных НИОКР на направлениях, перспективных для технологического использования в широком спектре секторов экономики.
Минобрнауки России несет ответственность за сбалансированность принимаемой нормативной базы и предложений по изменению законодательства, отвечает за реализацию программ (в формате ФЦП или других форматах), включая:
развитие сектора исследований и разработок в интересах превращения его в относительно самостоятельную отрасль, реализующую полученные результаты на глобальном рынке знаний;
развитие инновационной инфраструктуры, стимулирующей трансфер результатов сектора исследований и разработок в российскую и глобальную экономику, прежде всего, путем стимулирования создания технологических инновационных компаний, стимулирования технологического аутсорсинга во всех отраслях промышленности;
совершенствование организации и содержания технического образования на базе сближения (интеграции) с сектором исследований и разработок и сращиванием с инновационной инфраструктурой.
Минпромэнерго России, МПР России, Мининформсвязи России, Минтранс России, Минздравсоцразвития России, Минсельхоз России, Росатом, Роскосмос организуют выполнение мероприятий по стимулированию технологической модернизации соответствующих отраслей экономики.
Российская академия наук, отраслевые академии наук, имеющие государственный статус, государственные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, министерства и ведомства в сфере своей компетенции обеспечивают формирование и реализацию приоритетных направлений фундаментальных исследований, участвуют в создании национальной инновационной системы. РАН также участвует в координации всех фундаментальных исследований, выполняемых за счет средств федерального бюджета.
Минэкономразвития России совместно с Минфином России осуществляют ресурсное обеспечение реализации Стратегии, формирование институтов развития, выполняющих кредитные программы технологического переоснащения, во взаимодействии с перечисленными выше отраслевыми ведомствами.
Ведомственные стратегии и федеральные целевые программы развития формируются упомянутыми выше федеральными органами исполнительной власти, а также академиями наук, имеющими государственный статус, в части технологического развития на основе положений настоящей Стратегии. Также формируются региональные стратегии и программы, направленные на развитие научно-технического и инновационного потенциала.
Организационно Минобрнауки России (и находящиеся в его ведении федеральные службы и федеральные агентства) осуществляет реализацию следующих основных задач в рамках Стратегии:
организует и проводит работу по корректировке приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации;
обеспечивает сбор и доведение до научного и делового сообщества согласованных объемов информации обо всех научно-исследовательских работах, финансируемых из федерального бюджета всеми федеральными ведомствами, в том числе всеми государственными агентствами. Ведет учет НИОКР гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета, а также крупными компаниями-монополистами, контролируемыми государством. Ведет реестр результатов научно-технической деятельности, учет их использования организациями, которым переданы права по распоряжению ими;
организует межведомственное обсуждение результатов, технологического уровня и перспектив развития научно-исследовательских и технологических программ;
разрабатывает предложения по координации научно-исследовательских проектов различных ведомств, в том числе РАН и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус. Организует работу межведомственной рабочей группы (комиссии) по научно-исследовательским и технологическим программам;
организует и обеспечивает бюджетное софинансирование создания инновационной инфраструктуры;
осуществляет формирование и реализацию базовой ФЦП, обеспечивающей доведение фундаментальных разработок до практического (коммерческого) применения в экономике, в том числе в других ФЦП технологического профиля;
разрабатывает предложения по использованию результатов ранее выполненных НИОКР и по организации новых для реализации всех ФЦП технологического профиля и ведомственных технологических программ;
участвует в подготовке прогнозов технологического развития;
участвует в экспертизе результатов НИОКР в ФЦП технологического профиля. Организует мероприятия по стимулированию трансфера технологий между ФЦП, а также из ФЦП в различные сектора экономики.
________________
В соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 594, Минобрнауки России принимает непосредственное участие в согласовании, экспертизе и контроле за ходом реализации всех федеральных целевых программ, которые содержат разделы по НИОКР гражданского назначения.
Координация в сфере НИОКР, в том числе в сфере НИОКР военного и двойного назначения, осуществляется Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (утверждена приказом Минобрнауки России от 17 ноября 2004 года N 111). Рабочим органом этой Комиссии является Минобрнауки России. Ежегодно не позднее 1 февраля ведомства, РАН и отраслевые академии наук, имеющие государственный статус, представляют в Комиссию информацию о результатах работ в сфере науки и развития технологий за предыдущий год и о своих перспективных планах. Не позднее 1 марта каждого года указанная Комиссия готовит доклад о результатах развития науки и технологий в предыдущем году, в том числе о выполнении ФЦП технологического профиля и рекомендации по повышению эффективности в сфере науки и развития технологий.
Доклад и Рекомендации представляются на обсуждение и утверждение в Совет при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию. По результатам обсуждения Доклада на Совете рекомендации дорабатываются. Рекомендации утверждаются на Совете не позднее 15 апреля и должны использоваться ведомствами и государственными академиями при формировании бюджета на следующий год. Рекомендации в отношении закрытых военных технологий утверждаются отдельным документом.
Ежегодно не позднее 1 мая ведомства, РАН и отраслевые академии наук, имеющие государственный статус, представляют в Комиссию информацию о планах в сфере НИОКР на следующий год. До 15 июня Комиссия организует межведомственные обсуждения по координации указанных планов и принимает на своем заседании Рекомендации по корректировке планов в сфере НИОКР на следующий год. В рамках координации деятельности заинтересованных министерств, ведомств, РАН и отраслевых академий, имеющих государственный статус, Межведомственная комиссия по научно-инновационной политике подготавливает согласованные предложения в Правительство Российской Федерации по направлениям и объемам финансирования в сфере фундаментальных научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения. Это позволит скоординировать деятельность субъектов бюджетного планирования.
Для осуществления координации при планировании научных исследований и разработок гражданского и двойного назначения Межведомственная комиссия по научно-инновационной политике формирует рабочую группу с участием представителей Минобрнауки России, Минобороны России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, на которой рассматриваются предложения как по взаимосогласованному подходу по организации таких научных исследований и разработок, так и по дальнейшему их введению в хозяйственный оборот.
Ведомства, РАН и отраслевые академии наук, имеющие государственный статус, руководствуются решениями Межведомственной комиссии по научно-инновационной политике при корректировке своих планов и программ.
Кроме того, Комиссия готовит рекомендации по реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, Перечня критических технологий Российской Федерации и приоритетов технологического развития в рамках действующих и планируемых ФЦП, ведомственных программ, программ и планов работ РАН и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус.
Минобрнауки России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти РАН, академиями наук, имеющими государственный статус, организует и проводит работу по корректировке приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации.