О документе Комитета по платежным и расчетным системам "Принципы для инфраструктур финансового рынка"

     Обязанность В: Полномочия и ресурсы в области регулирования и надзора

    
     Центральные банки, регуляторы рынка и другие компетентные органы должны иметь полномочия и ресурсы, необходимые для эффективного выполнения своих обязанностей в области регулирования и надзора за ИФР.


    Ключевые соображения

1. Компетентные органы должны быть наделены конкретными правами или другими полномочиями, соответствующими их обязанностям, включая возможность получения информации, внесения изменений или применения мер по устранению недостатков.
     


    2. Компетентные органы должны располагать достаточными ресурсами для выполнения своих обязанностей по регулированию и надзору.

    Пояснительная записка

4.2.1. Несмотря на то что основную ответственность за безопасность и эффективность ИФР несут владельцы и оператор системы, центральные банки, регуляторы рынка и другие компетентные органы, как правило, ставят перед собой цель обеспечения безопасности и эффективности ИФР. При этом регулирование ИФР и надзор за их деятельностью необходимы для выполнения ИФР своих обязанностей, исключения негативных внешних факторов, которые могут быть связаны с ИФР, и укрепления финансовой стабильности в целом. Кроме того, органы регулирования и надзора должны располагать необходимыми правами и ресурсами для эффективного выполнения своих обязанностей по регулированию и надзору. Права компетентного органа, как закрепленные, так и не закрепленные законодательно, должны соответствовать возложенным на него обязанностям.

    Права на получение информации

4.2.2. Компетентные органы должны быть наделены конкретными правами или другими полномочиями по получению информации, необходимой для эффективных регулирования и надзора, соответствующими их обязанностям. В частности, компетентные органы должны пользоваться этими правами для получения доступа к информации, позволяющей им понимать и оценивать (а) различные функции, виды деятельности и общее финансовое положение ИФР; (b) риски, которым подвергаются или которые создают ИФР, а также ее участники; (с) влияние ИФР на ее участников и экономику в целом; а также (d) соблюдение ИФР соответствующих нормативных актов и принципов. К основным источникам информации относятся официальная системная документация, регулярные или специальные отчеты, внутренние отчеты о заседаниях советов директоров и внутренних аудиторов, проверки и инспекции на местах, информация об операциях, выполнение которых поручено сторонним подрядчикам, и диалог с советом директоров, правлением или участниками ИФР. Компетентные органы должны иметь надлежащие юридические средства защиты всей конфиденциальной информации и не подлежащей оглашению информации, полученной от ИФР. При этом компетентные органы должны иметь возможность предоставления такой конфиденциальной информации или не подлежащей оглашению информации другим органам, если она им необходима, для исключения пробелов и дублирования при осуществлении регулирования и надзора.

________________

Официальная системная документация включает правила, процедуры и планы непрерывности деятельности ИФР. Регулярные или специальные отчеты включают ежедневные отчеты об объеме и стоимости сделок, отчеты об операционных показателях, результаты и сценарии стресс-тестов и методику, применяемую для оценки рисков.

    Права внесения изменений или применения мер по устранению недостатков

4.2.3. Кроме того, компетентные органы должны быть наделены правами или другими полномочиями, соответствующими возложенным на них обязанностям и позволяющими им вносить изменения или принимать меры по устранению недостатков ИФР, противоречащих действующим нормативным актам или принципам. Для внесения изменений могут использоваться и другие механизмы, включая диалог и воздействие убеждением. Диалог с ИФР, их участниками, а в некоторых случаях и клиентами их участников играет важную роль в достижении целей регулирования и надзора. Во многих случаях компетентный орган может применять воздействие убеждением на ИФР и заинтересованные в них стороны для достижения целей, представляющих общественный интерес. Однако такие методы наиболее эффективны при наличии в распоряжении компетентных органов убедительных санкций в области регулирования или других санкций. В тех случаях, когда это целесообразно и разрешено законом, компетентные органы могут рассматривать возможность обнародования результатов своей оценки определенных ИФР для побуждения их к внесению изменений и повышения уровня прозрачности.

    Достаточные ресурсы

4.2.4. Компетентные органы должны располагать достаточными ресурсами для выполнения своих обязанностей по регулированию и надзору. Достаточные ресурсы включают адекватное финансирование, квалифицированный и опытный персонал и надлежащую профессиональную подготовку на постоянной основе. Кроме того, компетентные органы должны иметь организационную структуру, позволяющую эффективно использовать эти ресурсы. При этом должно быть точно определено, на какие именно подразделения компетентного органа или органов возложены обязанности по осуществлению регулирования и надзора. Эти функции могут включать сбор информации об ИФР, оценку деятельности и архитектуры ИФР, оценку взаимозависимостей между ИФР, принятие мер по обеспечению соблюдения ИФР действующих принципов и стандартов, а также проведение проверок и инспекций на местах, когда это необходимо. В том случае, когда это имеет значение, персонал должен пользоваться юридической защитой при выполнении своих обязанностей.