О документе Комитета по платежным и расчетным системам "Принципы для инфраструктур финансового рынка"

     Обязанность Е: Сотрудничество с другими органами

    
     Центральные банки, регуляторы рынка и другие компетентные органы должны сотрудничать друг с другом как на национальном, так и на международном уровне для повышения безопасности и эффективности ИФР.


    Ключевые соображения

1. Компетентные органы должны сотрудничать друг с другом как на внутреннем, так и на международном уровне для поддержания эффективной и результативной связи и проведения консультаций, чтобы оказывать друг другу поддержку в выполнении своих обязанностей в отношении ИФР. Такое сотрудничество должно быть эффективным в обычной ситуации и обладать достаточной гибкостью для обеспечения эффективной связи, консультаций или координации в периоды рыночного стресса, в кризисных ситуациях, в также во время восстановления или упорядоченного прекращения функционирования ИФР.
     


    2. Если компетентный орган обнаруживает наличие реальной или планируемой деятельности трансграничной или мультивалютной ИФР в своей юрисдикции, то он должен в возможно короткий срок информировать об этом другие компетентные органы, которые могут быть заинтересованы в соблюдении ИФР Принципов построения ИФР.
     


    3. Сотрудничество может осуществляться в различных формах. Форма, степень формализации и интенсивность сотрудничества должны способствовать эффективности и результативности сотрудничества и соответствовать характеру и содержанию обязанностей каждого органа в области надзора за ИФР, а также системному значению ИФР на территории юрисдик-ций соответствующих компетентных органов. Соглашения о сотрудничестве должны быть направлены на обеспечение эффективности и результативности сотрудничества с учетом количества компетентных органов, которые являются участниками этих соглашений.
     


    4. В том случае, когда целесообразны соглашения о сотрудничестве в области ИФР, как минимум один компетентный орган должен принимать на себя основную ответственность за обеспечение эффективности и результативности сотрудничества между всеми компетентными органами. Если ни один орган не несет такой ответственности, предполагается, что она возложена на компетентный орган или органы юрисдикции местонахождения ИФР.
     


    5. Как минимум один орган должен обеспечивать проведение периодической оценки соблюдения ИФР установленных принципов и при ее проведении консультироваться с другими органами, которые осуществляют надзор за ИФР и рассматривают ИФР как системообразующую.
     


    6. В процессе оценки на основе принципов платежных и расчетных механизмов ИФР и сопутствующих процедур управления риском ликвидности в любой валюте, расчеты ИФР в которой являются системообразующими, компетентный орган или органы, несущие основную ответственность за ИФР, должны учитывать мнение центральных банков - эмитентов.
     


    7. Компетентные органы должны заблаговременно и по возможности в самые короткие сроки уведомлять о планируемых существенных изменениях в регулировании и неблагоприятных для ИФР событиях, которые могут в значительной мере затрагивать интересы другого компетентного органа в области регулирования или надзора.
     


    8. Компетентные органы должны осуществлять необходимую координацию для обеспечения своевременного доступа к торговым данным, имеющимся в ТР.
     


    9. Каждый компетентный орган самостоятельно принимает меры для противодействия использованию ИФР или оказанию услуг такой ИФР, если, по мнению компетентного органа, ИФР не имеет пруденциальной архитектуры или управления или в недостаточной степени соблюдает Принципы построения ИФР. Компетентный орган, принимающий такие меры, должен подробно обосновать свое решение для компетентного органа или органов, несущих основную ответственность за надзор за ИФР, и для самой ИФР.
     


    10. Соглашения о сотрудничестве между компетентными органами никоим образом не умаляют законодательные или юридические и другие права каждого подписавшего их компетентного органа, равно как не ограничивают права этого органа на выполнение своих предписанных законом обязанностей или реализацию свободы действий в соответствии с этими правами.

    Пояснительная записка

4.5.1. Центральные банки, регуляторы рынка и другие компетентные органы должны сотрудничать друг с другом как на национальном, так и на международном (т.е. трансграничном) уровне, чтобы оказывать друг другу поддержку в выполнении своих обязанностей по регулированию и надзору за ИФР. Компетентные органы должны рассматривать возможность заключения и, если это целесообразно, заключать соглашения о сотрудничестве с учетом (а) предусмотренных законом обязанностей, (b) уровня и видов рисков ИФР (включая риски, которые могут быть вызваны взаимозависимыми организациями), (с) системообразующего характера ИФР в соответствующих юрисдикциях и (d) участников ИФР. Целью таких соглашений является содействие комплексному регулированию и надзору и создание механизма, с помощью которого различные органы могут эффективно и результативно выполнять возложенные на них обязанности. Компетентным органам рекомендуется сотрудничать с органами, ответственными за восстановление или упорядоченное прекращение функционирования ИФР в целях уменьшения вероятности пробелов в регулировании и надзоре, которые могли бы возникнуть в отсутствие координации действий, а также сведения к минимуму возможного дублирования и уменьшения нагрузки на сами ИФР или сотрудничающие между собой компетентные органы.

4.5.2. Соглашения о сотрудничестве должны быть направлены на поддержание эффективной и результативной связи и проведение консультаций между компетентными органами. Такое сотрудничество должно быть эффективным в обычной ситуации и обладать достаточной гибкостью для обеспечения эффективной связи, консультаций или координации в периоды рыночного стресса, в кризисных ситуациях, а также во время восстановления или упорядоченного прекращения функционирования ИФР. Недостаточное сотрудничество, особенно в периоды рыночного стресса или в кризисных ситуациях, может значительно затруднять работу компетентных органов.

    Выявление соответствующих ИФР и компетентных органов

4.5.3. Если компетентный орган обнаруживает наличие реальной или планируемой деятельности трансграничной или мультивалютной ИФР в своей юрисдикции, то он должен в возможно короткий срок информировать об этом другие компетентные органы, которые могут быть заинтересованы в соблюдении ИФР принципов. Для определения того, целесообразно ли такое уведомление, компетентный орган должен учитывать (если он располагает необходимой для этого информацией) характер и содержание обязанностей других компетентных органов в области регулирования или надзора за ИФР, а также системное значение ИФР в юрисдикциях этих органов.     

    Соглашения о сотрудничестве

4.5.4. Сотрудничество может осуществляться в различных формах, в том числе в форме официальных соглашений, заключаемых на основании меморандумов о взаимопонимании, протоколов или других документов, а также неформальных договоренностей и регулярных контактов. Компетентные органы должны согласовывать форму сотрудничества или несколько форм, которые они считают наиболее целесообразными с учетом особенностей ИФР. Гибкость сотрудничества позволяет компетентным органам продолжать адаптироваться к изменениям финансовых рынков и систем. Все компетентные органы, участвующие в соглашениях о сотрудничестве, должны располагать полномочиями и ресурсами, необходимыми для выполнения своих обязанностей по соглашениям.

________________

Такие соглашения могут быть двухсторонними или многосторонними и реализовываться через коллегии, нормативные комитеты, надзорные комитеты или другие механизмы сотрудничества (например, заявления о намерениях или официальные обмены письмами) или через специальные контакты.

4.5.5. Степень формализации и интенсивность сотрудничества в связи с конкретной ИФР будут зависеть от обязанностей, возложенных на компетентные органы законом, и могут зависеть от системного значения ИФР в соответствующих юрисдикциях. Степень формализации может варьироваться в зависимости от конкретной ситуации. В частности, использование специального соглашения для своевременного решения возникшей надзорной проблемы может быть целесообразнее заключения более формального соглашения. Точно так же интенсивность сотрудничества, предусмотренного соглашениями, может варьироваться от обмена информацией до более активных консультаций и сотрудничества. Обмен информацией может включать обмен надзорной информацией (как открытой, так и не подлежащей оглашению) или обмен прогнозами в области административного контроля рисков, безопасности и надежности; или планами по потенциальному прекращению деятельности, восстановлению или упорядоченному прекращению функционирования. Компетентные органы должны стремиться к установлению сотрудничества, имеющего рациональное сочетание формы и содержания, для достижения эффективных результатов. Соглашения о сотрудничестве должны быть направлены на обеспечение эффективности и результативности сотрудничества с учетом количества компетентных органов, которые являются участниками этих соглашений.

4.5.6. В том случае, когда целесообразны соглашения о сотрудничестве в области ИФР, как минимум один компетентный орган должен принимать на себя основную ответственность за обеспечение эффективности и результативности сотрудничества между всеми компетентными органами. Если при заключении соглашений о международном сотрудничестве ни один орган не несет такой ответственности, предполагается, что она возложена на компетентный орган или органы юрисдикции местонахождения ИФР. Сотрудничество с другими органами должно осуществляться в соответствии с действующими международными принципами заключения соглашения о сотрудничестве в области регулирования и надзора за ИФР, такими как предусмотренные в докладе КПРС "Надзор за платежными и расчетными системами со стороны центральных банков" и документе МОКЦБ "Принципы трансграничного сотрудничества в области надзора". Данная обязанность относится к сотрудничеству между компетентными органами при применении принципов и определена в качестве дополнения к, но не замены соответствующим руководящим документам, существующим для КПРС и МОКЦБ.

4.5.7. Если несколько компетентных органов несут ответственность за одну и ту же ИФР, то как минимум один орган должен отвечать за проведение периодической оценки соблюдения ИФР Принципов построения ИФР. Компетентные органы должны по возможности консультироваться друг с другом и обмениваться результатами оценки, чтобы оказать содействие органам, на которые возложена основная ответственность за надзор на ИФР и которые рассматривают ИФР как системообразующую. Обмен информацией и открытое обсуждение принципов должны помочь компетентным органам избежать направления ИФР противоречащих друг другу сообщений или предъявления им чрезмерных требований. Оценка и сопутствующие консультации и обмен информацией должны проводиться без ущерба для предусмотренных законом полномочий или законодательных баз компетентных органов.

4.5.8. Ответственность за установление сотрудничества в отношении ИФР сама по себе не предоставляет каких-либо прав, не заменяет национальных законов или не препятствует выполнению двухсторонних или многосторонних соглашений об обмене информацией. Обязанности компетентного органа, на который возложена такая ответственность, как правило, включают: представление в упреждающем порядке предложений о сотрудничестве, которые наиболее соответствуют целям компетентных органов; содействие координации и сотрудничеству между компетентными органами; обеспечение прозрачности соглашений; при необходимости выполнение функций центра обмена информацией между ИФР и компетентными органами и проведения или координации оценки соблюдения ИФР Принципов построения ИФР по согласованию с другими компетентными органами, ответственными за функционирование ИФР в целом.

    Платежные и расчетные механизмы

4.5.9. Платежные и расчетные механизмы ИФР и сопутствующие процедуры управления риском ликвидности в любой валюте, расчеты ИФР в которой являются системообразующими, должны проверяться на соответствие принципам компетентным органом или органами, несущими основную ответственность за регулирование ИФР и надзор за ее деятельностью. При проведении этих проверок компетентный орган или органы должны учитывать мнение центральных банков - эмитентов. Центральные банки - эмитенты могут быть заинтересованы в платежных и расчетных механизмах ИФР и сопутствующих процедурах управления риском ликвидности вследствие роли, которую играет центральный банк в проведении денежно-кредитной политики и поддержании финансовой стабильности.

    Заблаговременное уведомление