О документе Комитета по платежным и расчетным системам "Принципы для инфраструктур финансового рынка"

     Обязанность А: Регулирование и надзор за ИФР

    
     ИФР должны являться объектами надлежащих и эффективных регулирования и надзора со стороны центрального банка, регулятора рынка или другого компетентного органа.


   Ключевые соображения

1. Компетентные органы должны обнародовать критерии, применяемые для определения ИФР, подлежащих регулированию и надзору.
     


    2. Регулирование и надзор за ИФР, выявленными на основе этих критериев, должны осуществляться соответствующими органами, такими как центральный банк, регулятор рынка или другой компетентный орган.

    Пояснительная записка

4.1.1. ИФР представляют собой критические элементы внутренних и международных финансовых рынков и помогают поддерживать и укреплять финансовую стабильность в периоды рыночного стресса. ИФР оказывают ряд услуг, жизненно необходимых для нормального функционирования финансовой системы, включая содействие обмену денежных средств на товары, услуги и финансовые активы и обеспечение безопасных и эффективных способов, с помощью которых компетентные органы могут управлять системными рисками, а центральные банки - проводить денежно-кредитную политику. В силу своей архитектуры ИФР концентрируют платежные, клиринговые и расчетные функции и торговые данные для более совершенного управления риском, а также сокращения стоимости платежей, клиринга и расчетов и задержек при их проведении. Нормально функционирующие ИФР могут значительно повышать эффективность, прозрачность и безопасность финансовых систем; при этом они нередко концентрируют риск и даже могут являться источником системного риска. Поэтому для достижения целей, представляющих общественный интерес и определенных в настоящем докладе, необходимы надлежащие регулирование и надзор.

    Критерии регулирования и надзора

4.1.2. Компетентные органы должны обнародовать критерии, применяемые для определения ИФР, подлежащих регулированию и надзору. Одним из основных критериев являются функции ИФР. В частности, системообразующие платежные системы, ЦДЦБ, СРЦБ, ЦКА и ТР, как правило, являются объектами регулирования и надзора вследствие критической роли, которую они играют в финансовой системе. К более детализированным критериям, которые нередко применяются к различным типам ИФР для определения потребности в регулировании и надзоре, относятся (а) количество и стоимость обрабатываемых сделок, (b) количество и тип участников, (с) обслуживаемые рынки, (d) удельный вес на рынке, (е) взаимосвязанность с другими ИФР и прочими финансовыми организациями и (f) имеющиеся альтернативы использованию ИФР по первому требованию. Кроме того, компетентные органы могут считать ИФР системообразующей исходя из других критериев, существенных на территории их юрисдикции для применения принципов настоящего доклада. При этом конкретные причины принятия таких решений могут варьироваться в зависимости от юрисдикции. В частности, в одних странах имеется соответствующая законодательная база, а в других центральный банк или другой компетентный орган пользуется большей свободой действий при определении применимых критериев.

    Обязанности в области регулирования и надзора

4.1.3. ИФР, выделенные на основе вышеупомянутых критериев, должны являться объектами регулирования и надзора со стороны соответствующих органов, таких как центральный банк, регулятор рынка или другой компетентный орган. Разделение между органами полномочий или обязанностей по регулированию и надзору за ИФР может варьироваться в зависимости от действующей законодательной или институциональной базы, и источники таких полномочий или обязанностей могут принимать различные формы. Предпочтительно, чтобы орган или органы, на которые возложены соответствующие обязанности, были определены законодательно. В частности, один или несколько органов могут быть обязаны осуществлять регулирование или надзор за ИФР, зарегистрированной, используемой, лицензированной или классифицируемой как организация, подпадающая под действие определенных законодательных норм. При этом в национальном контексте надзор за ИФР также может осуществлять орган, обязанности которого не определены конкретными законодательными нормами. Компетентные органы должны исключать все существующие пробелы в регулировании и надзоре за ИФР (Обязанность Е посвящена сотрудничеству с другими органами, особенно на международном уровне).

________________

Это включает традиционное использование воздействия убеждением со стороны центральных банков.