ИФР должна применять объективные, учитывающие риск и общеизвестные критерии участия, обеспечивающие справедливый и открытый доступ.
Ключевые соображения
1. ИФР должна предоставлять справедливый и открытый доступ к своим услугам, в том числе прямым и, если необходимо, косвенным участникам и другим ИФР, на основе разумных требований к участию, обусловленных риском.
2. Требования к участию в ИФР должны быть оправданы соображениями безопасности и эффективности ИФР и рынков, которые она обслуживает, соразмерны специфическим рискам ИФР и обнародованы. При условии поддержания приемлемых стандартов контроля риска ИФР должна устанавливать требования, предусматривающие наименьшие ограничения доступа, которые позволяет ситуация.
3. ИФР должна постоянно контролировать соблюдение установленных ею требований к участию и иметь точно определенные и обнародованные процедуры, обеспечивающие приостановление участия и упорядоченное исключение участника, который нарушает или более не отвечает требованиям к участию.
Пояснительная записка
3.18.1. Доступ подразумевает возможность пользоваться услугами ИФР и включает прямое использование услуг ИФР участниками, в том числе другими рыночными инфраструктурами (например, торговыми платформами), а также провайдерами услуг (например, провайдерами услуг по сопоставлению и сжатию портфелей). В некоторых случаях сюда входят правила, регулирующие косвенное участие. ИФР должна предоставлять справедливый и открытый доступ к своим услугам. Она должна контролировать риски, которым подвергается со стороны своих участников, устанавливая обоснованные требования по риску для пользования ее услугами. ИФР должна обеспечивать, чтобы ее участники и связанные с ней ИФР имели операционные мощности, финансовые ресурсы, юридические полномочия и навыки управления риском, необходимые для предотвращения неприемлемого риска для ИФР и других участников. Требования ИФР к участию должны быть точно сформулированы и обнародованы в целях исключения неопределенности и повышения уровня прозрачности.
________________
При этом центральные банки могут исключать некоторые категории финансовых организаций (такие как организации, не принимающие средства в депозиты) из ИФР, которые они эксплуатируют, в частности СКП, в связи с законодательными ограничениями или целями более общей политики.
Справедливый и открытый доступ к платежным системам, ЦДЦБ, СРЦБ и ЦКА
3.18.2. Справедливый и открытый доступ к услугам ИФР способствует конкуренции между участниками рынка и содействует эффективным и низкозатратным платежам, клирингу и расчетам. Поскольку ИФР часто пользуется экономией масштаба, на конкретном рынке, как правило, имеется только одна ИФР или небольшое количество ИФР. Вследствие этого участие в ИФР может существенным образом влиять на конкуренцию между участниками рынка. В частности, ограничение доступа к услугам ИФР может ставить в невыгодное положение участников рынка (и их клиентов), другие ИФР (например, необходимость доступа ЦКА к ЦДЦБ) и провайдеров услуг, не имеющих доступа к услугам ИФР. Кроме того, доступ к одной или более ИФР может играть важную роль в рыночных планах или принципах обеспечения надежного и эффективного клиринга по определенным категориям финансовых инструментов и содействия формированию эффективных финансовых рынков (включая предоставление и регистрацию данных о сделках). Поэтому требования к участию в ИФР должны обеспечивать справедливый и открытый доступ во всех соответствующих юрисдикциях на основе разумных требований, обусловленных риском. Кроме того, открытый доступ снизит концентрацию риска, вызванного многоуровневыми схемами платежей, клиринга и расчетов.
Справедливый и открытый доступ к ТР
3.18.3. В случае ТР предоставление справедливого и открытого доступа может быть необходимо, поскольку многие заинтересованные стороны могут нуждаться или быть обязаны по закону иметь доступ к услугам ТР по хранению данных в целях как сохранения, так и поиска данных. Эта проблема может быть еще более существенной, если один ТР обслуживает конкретный рынок и работает на территории нескольких юрисдикций. Наличие доступа имеет критическое значение для участников, передающих ТР торговую информацию, а также платформ, которые могут передавать данные о транзакциях по поручению участников, включая биржи, электронные торговые площадки и провайдеров услуг по подтверждению и сопоставлению. Кроме того, другие ИФР или платформы, оказывающие вспомогательные услуги, могут нуждаться в получении от ТР торговой информации для использования ее в качестве исходных данных при оказании своих услуг.
3.18.4. При этом ТР должен устанавливать условия использования, которые являются коммерчески обоснованными и разработаны для содействия взаимосвязи с другими ИФР и провайдерами услуг, когда это необходимо, чтобы не ущемлять конкуренцию и инновации в обработке заключенных сделок в результате централизованного хранения информации. ТР не должен применять методы, препятствующие конкуренции, такие как предъявление особых требований в отношении какого-либо продукта или услуги, установление запретительных условий использования или дискриминационных тарифов, препятствующих конкуренции. Кроме того, ТР не должен создавать закрытые интерфейсы, наличие которых приводит к блокированию или созданию барьеров для выхода на рынок конкурирующих с ним провайдеров услуг, которые используют данные, хранящиеся в ТР.
Требования к участию, обусловленные риском
3.18.5. ИФР всегда должна учитывать риски, которым действительный или потенциальный участник может подвергать ИФР и других участников. Вследствие этого ИФР должна устанавливать требования к участию, обусловленные риском и достаточные для обеспечения соответствия всеми участниками надлежащим операционным, финансовым и юридическим требованиям, позволяющим им своевременно выполнять свои обязательства перед ИФР, в том числе другими участниками. Если участники выступают от имени других организаций (косвенных участников), может быть целесообразно предъявление ИФР дополнительных требований прямым участникам (см. также Принцип 19 о многоуровневой структуре участия). Операционные требования могут включать обоснованные критерии возможности и готовности участников пользоваться услугами ИФР (например, наличие надлежащих информационных технологий). Финансовые требования могут включать обоснованные требования по капиталу с учетом риска, взносам по соглашениям о предварительном финансировании невыполнения обязательств и показателям кредитоспособности. Юридические требования могут включать необходимые лицензии и разрешения на осуществление соответствующих видов деятельности, а также юридические заключения или другие показатели того, что возможные коллизии правовых норм не помешают претенденту (например, иностранной организации) выполнять свои обязательства перед ИФР. Кроме того, ИФР может потребовать от участников наличия у них надлежащих навыков управления риском. Если ИФР допускает к участию нерегулируемые организации, то она должна учитывать все дополнительные риски, которые могут быть вызваны их участием, и соответствующим образом определять требования к участию и средства административного контроля риска.
3.18.6. Требования к участию в ИФР должны быть оправданными с точки зрения безопасности и эффективности ИФР и рынков, которые она обслуживает, учитывать специфические риски ИФР, быть соразмерными этим рискам и обнародоваться. Эти требования должны быть объективными и исключать открытую дискриминацию определенных категорий участников или искажение конкуренции. Например, требования к участию, основанные исключительно на размерах участников, как правило, недостаточно учитывают риск и нуждаются в тщательной проверке. При условии поддержания приемлемых стандартов контроля риска ИФР должна устанавливать требования, предусматривающие наименьшие ограничения доступа, которые позволяет ситуация. Несмотря на то, что ограничения доступа в большинстве случаев базируются на обоснованных критериях риска, введению таких ограничений могут противодействовать законодательство и политика юрисдикции, на территории которой осуществляет деятельность ИФР. Кроме того, требования должны отражать уровень и виды рисков, присущих деятельности; ИФР может иметь различные категории участников, классифицируемые по видам их деятельности. Например, к участнику, пользующемуся клиринговыми услугами ЦКА, могут предъявляться иные требования, чем к участнику аукционного процесса в том же ЦКА.
________________
На открытость доступа могут влиять соображения эффективности. В частности, в некоторых случаях существенное значение для операционной эффективности имеют такие факторы, как минимальный объем сделок. Однако соображения, основанные исключительно на эффективности, не должны служить оправданием требований к участию, которые фактически становятся неоправданными барьерами для доступа.
В частности, некоторые категории финансовых организаций (такие как организации, не принимающие средства в депозиты) могут быть исключены из определенных ИФР, например СКП, в соответствии с местными законами или положениями о банковской деятельности. И наоборот, некоторые местные законы, такие как законы о ценных бумагах и антитрестовские законы, могут требовать увеличения количества категорий участников в некоторых ИФР, таких как ЦКА.
3.18.7. Для обеспечения баланса между открытым доступом и риском ИФР должна управлять рисками, связанными с ее участниками, за счет использования средств административного контроля риска и других операционных механизмов, наименее ограничивающих доступ и конкуренцию с учетом реальной ситуации. В частности, ИФР может устанавливать кредитные лимиты или требования о залоговом обеспечении, помогающие ей управлять кредитным риском, которому она подвергается со стороны конкретного участника. Допустимый уровень участия может быть различным для участников с различными уровнями капитала. При прочих равных условиях для участников, имеющих более высокие уровни капитала, могут устанавливаться менее ограничительные лимиты риска или они могут иметь право пользоваться большим количеством функций ИФР. Эффективность таких средств административного контроля риска может сокращать потребность ИФР в установлении ограничительных требований, затрудняющих доступ. Кроме того, ИФР может дифференцировать свои услуги для предоставления доступа при различном уровне затрат и сложности. В частности, ИФР может ограничивать прямое участие определенных категорий организаций и предоставлять косвенный доступ другим категориям организаций. Требования к участию (и другие средства контроля риска) могут быть адаптированы к каждому уровню участников на основе рисков, которым каждый уровень подвергает ИФР и ее участников.
________________
Например, ИФР может принимать прямые поручения о расчетах от косвенных участников, которые проводят расчеты по книгам прямого участника. Косвенные участники могут признавать или не признавать правила ИФР и подвергаться контролю рисков. Во всех случаях косвенный участник заключает двухстороннее соглашение с прямым участником.
Мониторинг
3.18.8. ИФР должна осуществлять постоянный мониторинг соблюдения установленных ею требований к участию за счет получения своевременной и точной информации. Участники должны быть обязаны сообщать обо всех изменениях, которые могут повлиять на их способность соблюдать требования ИФР. ИФР должна иметь право устанавливать более строгие требования или применять к участнику другие средства контроля риска в ситуациях, когда, по мнению ИФР, участник представляет для ИФР повышенный риск. Например, если кредитоспособность участника снижается, ИФР вправе потребовать от участника предоставления дополнительного залогового обеспечения или снизить кредитный лимит участника. ИФР должна рассматривать возможность предъявления дополнительных требований к отчетности нерегулируемых организаций. Кроме того, ИФР должна точно определять и обнародовать процедуры, обеспечивающие приостановление участия и упорядоченное исключение участника, который нарушает или более не отвечает требованиям к участию.