Принцип 7: Риск ликвидности
ИФР должна эффективно оценивать, контролировать и управлять своим риском ликвидности. ИФР должна иметь достаточные ликвидные ресурсы во всех необходимых валютах для осуществления однодневных расчетов, если необходимо, расчетов в течение операционного дня и многодневных расчетов по платежным обязательствам с высокой степенью надежности в рамках широкого спектра возможных стрессовых сценариев, включая, но не ограничиваясь этим, невыполнение обязательств участником и его аффилированными компаниями, которое могло бы вызвать возникновение наибольшего совокупного обязательства по ликвидности для ИФР в экстремальной, но возможной рыночной ситуации.
Ключевые соображения
1. ИФР должна иметь надежную систему управления рисками ликвидности, которым она подвергается со стороны своих участников, расчетных банков, агентов ностро, банков-депозитариев, источников ликвидности и других организаций.
2. ИФР должна иметь эффективные операционные и аналитические средства постоянных и своевременных выявления, оценки и мониторинга своих расчетных и финансовых потоков, включая использование ликвидности в течение операционного дня.
3. Платежная система или СРЦБ, в том числе использующая механизм ОНР, должна поддерживать достаточные ликвидные ресурсы в соответствующих валютах для проведения расчетов день в день, а при необходимости также внутридневного или многодневного расчета по платежным обязательствам с высокой степенью определенности в рамках широкого спектра возможных стресс-сценариев, которые должны включать, не ограничиваясь этим, невыполнение обязательств участником и его аффилированными компаниями, способное привести к возникновению наибольшего платежного обязательства в экстремальной, но возможной рыночной ситуации.
4. ЦКА должен поддерживать достаточные ликвидные ресурсы во всех соответствующих валютах для расчета по платежам, связанным с ценными бумагами, своевременного проведения платежей необходимых гарантийных депозитов и других обязательств с высокой степенью определенности в рамках широкого спектра потенциальных стресс-сценариев, которые должны включать, не ограничиваясь этим, невыполнение обязательств участником и его аффилированными компаниями, которое могло бы привести к возникновению наибольшего платежного обязательства для ЦКА в экстремальной, но возможной рыночной ситуации.
5. В целях выполнения требования о минимальных ресурсах ликвидности отвечающие требованиям ресурсы ликвидности ИФР в каждой валюте состоят из денежных депозитов в центральном банке-эмитенте и кредитоспособных коммерческих банках, выделенных кредитных линий, выделенных валютных свопов и подтвержденных РЕПО, а также высоколиквидного залогового обеспечения в депозитарии и инвестициях, которые являются легкодоступными и быстро конвертируемыми в наличные денежные средства в зависимости от заранее заключенных и высоконадежных соглашений о финансировании, даже в экстремальной, но возможной рыночной ситуации. Если ИФР имеет доступ к обычному кредиту в центральном банке-эмитенте, ИФР может считать такой доступ частью минимальных требований по расширению имеющегося залогового обеспечения, которое должно быть пригодно для залога в соответствующем центральном банке (и заключения других соответствующих сделок с центральным банком). Все подобные ресурсы должны быть доступны при необходимости.
6. ИФР может дополнять свои отвечающие требованиям ликвидные ресурсы другими видами ликвидных ресурсов. В таком случае эти ликвидные ресурсы должны быть в форме активов, вероятно, пользующихся спросом или допустимых в качестве залогового обеспечения для кредитных линий, свопов или РЕПО на индивидуальной основе вследствие невыполнения обязательств, даже если это не может быть с большой вероятностью заранее определено или гарантировано в экстремальных рыночных условиях. Даже если ИФР не имеет доступа к получению обычного кредита в центральном банке, она должна учитывать, какое залоговое обеспечение обычно принимается соответствующим центральным банком, поскольку такие активы могут с большей вероятностью быть более ликвидными в стрессовой ситуации. ИФР не должна полагаться на доступность экстренного кредита в центральном банке, планируя ликвидность.
7. ИФР должна обеспечивать высокую степень определенности за счет проведения тщательного предварительного обследования, чтобы убедиться в том, что каждый источник минимальных необходимых ликвидных ресурсов, отвечающих требованиям, будь то участник ИФР или третья сторона, располагает достаточной информацией, необходимой для понимания сопутствующих рисков ликвидности и управления ими, а также что она имеет возможность выполнять принятые на себя обязательства. Если это существенно для оценки надежности источника ликвидности в определенной валюте, следует учитывать возможность получения источником ликвидности кредита в центральном банке-эмитенте. ИФР должна регулярно тестировать свои процедуры доступности ресурсов ликвидности, имеющихся у источника ликвидности.
8. ИФР, имеющая доступ к счетам в центральном банке, его платежным услугам или услугам по ценным бумагам, должна пользоваться этими услугами, когда это возможно, для расширения возможностей управления своим риском ликвидности.
9. ИФР должна определять объем и регулярно тестировать достаточность своих ликвидных ресурсов с помощью строгих стресс-тестов. ИФР должна иметь четкие процедуры отчетности перед органами принятия решений ИФР о результатах таких стресс-тестов, а также использования этих результатов для оценки адекватности и корректировки своей системы управления риском ликвидности. При проведении стресс-тестирования ИФР должна учитывать широкий спектр соответствующих сценариев, включая пиковые исторические волатильности цен, изменения других рыночных факторов, таких как детерминанты цен и кривые доходности, многочисленные случаи невыполнения обязательств в различные периоды времени, одновременное давление на рынки финансов и активов, а также набор перспективных стресс-сценариев в различных экстремальных, но вероятных рыночных ситуациях. Кроме того, сценарии должны учитывать архитектуру и функционирование ИФР и включать все организации, которые могут подвергать ИФР значительному риску ликвидности (такие как расчетные банки, агенты ностро, банки-депозитарии, провайдеры ликвидности и связанные с ней ИФР), а при необходимости использовать многодневный период. Во всех случаях ИФР должна документально оформлять обоснование величины и вида суммарных ликвидных ресурсов и иметь соответствующую систему управления ими.
10. ИФР должна устанавливать четкие правила и процедуры, позволяющие ИФР своевременно осуществлять расчеты по платежным обязательствам в день заключения сделки, а при необходимости в течение операционного дня и многодневные расчеты после отдельного или совместного невыполнения обязательств ее участниками. Эти правила и процедуры должны учитывать непредусмотренный и потенциально не покрытый дефицит ликвидности и должны стремиться избегать изменения условий, отмены или задержки расчетов по платежным обязательствам в день заключения сделки. Кроме того, эти правила и процедуры должны определять процесс пополнения ИФР ресурсов ликвидности, которые она может использовать при возникновении стресса, чтобы продолжать безопасное и надежное функционирование.
Пояснительная записка
3.7.1. Риск ликвидности возникает в ИФР, когда она, ее участники или другие организации не могут своевременно выполнять свои платежные обязательства в рамках клирингового или расчетного процесса. В зависимости от архитектуры ИФР риск ликвидности может возникать между ИФР и ее участниками, между ИФР и другими организациями (такими как расчетные банки, агенты ностро, банки-депозитарии и источники ликвидности) или между участниками ИФР (такими как платежная система ОРН или СРЦБ). Для ИФР имеет особое значение тщательное управление риском ликвидности, если, что характерно для многих систем, ИФР использует входящие платежи участников и других организаций в процессе расчетов, чтобы производить платежи другим участникам. Если участник или другая организация не вносит платеж ИФР, то ИФР может не иметь достаточных средств для выполнения своих платежных обязательств перед другими участниками. В этом случае ИФР придется использовать собственные ресурсы ликвидности (т.е. ликвидные активы и предварительно заключенные соглашения о финансировании ликвидности) для покрытия дефицита средств и завершения расчетов. ИФР должна иметь надежную систему управления рисками ликвидности со стороны всех участников и других организаций. В некоторых случаях участник может играть и другие роли в ИФР, в частности являться расчетным банком, банком-депозитарием или провайдером ликвидности. При определении потребностей ИФР в ликвидности должны учитываться эти другие роли.
Источники риска ликвидности
3.7.2. ИФР должна точно определять источники своего риска ликвидности и ежедневно оценивать текущие и потенциальные будущие потребности в ликвидности. ИФР может подвергаться риску ликвидности в результате невыполнения обязательств участником. Например, если ИФР предоставляет кредит участникам в течение операционного дня, будь то в косвенной или прямой форме, то такой кредит даже при наличии полного залогового обеспечения может создавать давление на ликвидность в случае невыполнения обязательств участником. ИФР может быть не способна быстро конвертировать залоговое обеспечение такого участника в наличные. Если у ИФР нет достаточных денежных средств для выполнения всех своих платежных обязательств перед участниками, то проведение расчетов невозможно. Кроме того, ИФР может подвергаться риску ликвидности со стороны своих расчетных банков, агентов ностро, банков-депозитариев и источников ликвидности, а также связанных с ней ИФР и источников услуг, если их деятельность не соответствует ожиданиям. К тому же, как уже отмечалось, ИФР может подвергаться дополнительному риску со стороны организаций, выполняющих в ИФР несколько ролей (например, участник одновременно является расчетным банком или провайдером ликвидности ИФР). Эти взаимозависимости и различные роли, которые организация может играть в ИФР, должны учитываться ИФР.
3.7.3. ИФР, использующая механизм ОНР, может создавать прямой риск ликвидности между участниками. В частности, в платежной системе, использующей механизмы многосторонних нетто-расчетов, участники могут подвергать друг друга рискам ликвидности, если один из участников не выполняет свои обязательства. Точно так же в СРЦБ, использующей механизм расчетов по модели 2 или 3 системы DvP и не гарантирующей проведение расчетов, участники могут подвергать друг друга риску ликвидности, если один из участников не выполняет свои обя-зательства. Давно вызывает озабоченность тот факт, что системы этих типов могут решать проблемы потенциального непроведения расчетов, изменяя условия переводов, включающих участника, не выполняющего обязательства. Изменение условий оказывает давление на ликвидность (и потенциально на издержки замещения) участников, не нарушавших свои обязательства. Если все переводы такого рода подлежат отмене или изменение условий происходит в тот момент, когда денежные рынки и рынки кредитования ценными бумагами неликвидны (например, в конце дня или близко к концу дня), то остальные участники могут столкнуться с дефицитом средств или ценных бумаг, который чрезвычайно трудно покрыть. Потенциально общее давление изменения условий на ликвидность может быть равно брутто-стоимости сделок, по которым проводится взаимозачет.
________________
См. также Приложение G к обзору институциональных структур и выборочных рисков платежных систем, СРЦБ и ЦКА и CPSS, Delivery versus payment in securities settlement systems (КПРС, Поставка против оплаты в системах расчетов по ценным бумагам), сентябрь 1992.
Изменение условий предусматривает отмену всех или некоторых предварительных переводов средств участников, не выполняющих обязательства, а в СРЦБ также переводов ценных бумаг с последующим перерасчетом расчетных обязательств других участников.
Измерение и управление риском ликвидности
3.7.4. ИФР должна иметь эффективные операционные и аналитические средства выявления, оценки и мониторинга своих расчетных и финансовых потоков, включая использование ликвидности в течение операционного дня. В частности, ИФР должна понимать и оценивать стоимость и концентрацию своих ежедневных расчетных и финансовых потоков через расчетные банки, агентов ностро и других посредников. Кроме того, ИФР должна иметь возможность ежедневного мониторинга уровня имеющихся у нее ликвидных активов (таких как денежные средства, другие активы, находящиеся на хранении, и инвестиции). ИФР должна иметь возможность определения стоимости имеющихся ликвидных активов с учетом "стрижек", установленных для этих активов (см. Принцип 5 о залоговом обеспечении и Принцип 6 о гарантийном депозите). В системе ОНР ИФР должна обеспечивать наличие достаточной информации и аналитических средств, позволяющих участникам измерять и контролировать свои риски ликвидности в ИФР.
3.7.5. Если ИФР имеет соглашения о предварительном финансировании, то ИФР должна выявлять, оценивать и контролировать свой риск ликвидности, вызванный источниками ликвидности, предусмотренными этими соглашениями. ИФР должна обеспечивать высокую степень уверенности, проводя тщательное предварительное обследование каждого провайдера ликвидности независимо от того, является ли он участником ИФР, чтобы удостовериться в способности им выполнять обязательства по соглашениям о ликвидности и быть объектом регулирования, надзора и наблюдения за его системой управления рисками ликвидности. Если это существенно для оценки надежности провайдера ликвидности в контексте определенной валюты, может учитываться возможность получения им кредита в соответствующем центральном банке.
Управление риском ликвидности
3.7.6. ИФР также должна регулярно оценивать свои архитектуру и функционирование для управления риском ликвидности в системе. ИФР, использующая механизм ОНР, может снижать риск ликвидности своих участников за счет применения других схем расчетов, таких как новые схемы РБРВ, способствующие экономии ликвидности, или систему постоянных или чрезвычайно частых пакетных расчетов. Кроме того, она может уменьшать потребности своих участников в ликвидности, предоставляя им достаточную информацию или системы контроля, помогающие им управлять своими потребностями в ликвидности и рисками. К тому же ИФР должна обеспечивать свою операционную готовность к управлению риском ликвидности, возникшим вследствие финансовых или операционных проблем с участниками или другими организациями. Это означает, в частности, что ИФР должна иметь операционные возможности своевременного изменения направления платежей, если это осуществимо, при возникновении проблем с банком-корреспондентом.
3.7.7. ИФР располагает другими средствами управления риском, которые она может использовать для управления своим риском ликвидности или, если это необходимо, риском ликвидности участников. Для снижения последствий и управления риском ликвидности, вызванным невыполнением обязательств участником, ИФР может использовать, как по отдельности, так и в сочетании, лимиты рисков, требования к залоговому обеспечению и соглашения о предварительном финансировании невыполнения обязательств. Для уменьшения и управления риском ликвидности, вызванным платежами в конце дня или другими транзакциями, ИФР может устанавливать правила финансового стимулирования своевременных платежей. Для уменьшения и управления риском ликвидности, вызванным источником услуг или связанной с ней ИФР, ИФР может использовать, как по отдельности, так и в сочетании, критерии отбора, лимиты концентрации или риска и требования к залоговому обеспечению. Например, ИФР должна принимать меры для управления своими расчетными потоками и ликвидными ресурсами или их диверсификации во избежание чрезмерного риска со стороны одной организации в течение операционного дня или суток. Однако это может подразумевать выбор между эффективностью использования данной организации и риском чрезмерной от нее зависимости. ИФР также нередко использует эти средства для управления своим кредитным риском.
Поддержание достаточных ресурсов ликвидности платежных систем и СРЦБ
3.7.8. ИФР должна обеспечивать наличие достаточных ликвидных ресурсов (как установлено в ходе регулярных и строгих стресс-тестов) для осуществления расчетов по платежным обязательствам с высокой степенью уверенности и в рамках широкого спектра потенциальных стрессовых сценариев. Платежная система или СРЦБ, в том числе использующая механизм ОНР, должна поддерживать достаточные ликвидные ресурсы во всех соответствующих валютах для проведения расчетов в день заключения сделки, а при необходимости также внутридневных или многодневных расчетов по платежным обязательствам с высокой степенью определенности в рамках широкого спектра стресс-сценариев, которые должны включать, не ограничиваясь этим, невыполнение обязательств участником и его аффилированными компаниями, способное привести к возникновению наибольшего платежного обязательства в экстремальных, но вероятных рыночных условиях. В некоторых случаях платежная система или СРЦБ может нуждаться в достаточных ресурсах ликвидности для проведения многодневных расчетов по платежным обязательствам, связанным с вероятной ликвидацией залогового обеспечения, которая предусмотрена процедурами ИФР по управлению ликвидацией последствий дефолта участника.