О документе Комитета по платежным и расчетным системам "Принципы для инфраструктур финансового рынка"

     Принцип 3: Система комплексного управления рисками

    
     ИФР должна иметь устойчивую систему риск-менеджмента для комплексного управления юридическим, кредитным рисками, риском ликвидности, операционным и другими рисками.


    Ключевые соображения

1. ИФР должна иметь политику риск-менеджмента, процедуры и системы управления риском, позволяющие выявлять, количественно оценивать, контролировать и управлять рисками, возникающими в ИФР или порождаемыми ею. Система риск-менеджмента подлежит периодическим проверкам.
     


    2. ИФР должна создавать для своих участников, а при необходимости и их клиентов, стимулы управления и снижения рисков, которым они подвергают ИФР.

3. ИФР должна регулярно контролировать существенные риски, которым она подвергается со стороны и подвергает другие организации (такие как другие ИФР, расчетные банки, провайдеры ликвидности или провайдеры услуг) вследствие взаимосвязанности, и создавать надлежащие механизмы управления этими рисками.

4. ИФР должна выявлять сценарии, которые потенциально могут помешать осуществлению ею критических операций и оказанию критических услуг в качестве действующего предприятия, и оценивать результативность полного спектра возможностей для планирования восстановления или упорядоченного прекращения функционирования.

    Пояснительная записка

3.3.1. ИФР должна иметь полное и исчерпывающее представление о своих рисках, включая риски, которым она подвергается со стороны и подвергает участников и их клиентов, а также риски, которым она подвергается со стороны и подвергает другие организации, такие как другие ИФР, расчетные банки, провайдеры ликвидности или провайдеры услуг (например, провайдеры услуг по сверке и компрессии портфеля). ИФР должна устанавливать, как различные риски соотносятся и взаимодействуют друг с другом. ИФР должна иметь устойчивую систему риск-менеджмента (включая принципы, процедуры и системы), позволяющую выявлять, количественно оценивать, контролировать и эффективно управлять всеми рисками, которые возникают в ИФР или порождаются ею. Система ИФР должна включать в себя процедуры выявления и управления взаимозависимостями. ИФР должна также предоставлять участникам и другим организациям надлежащие стимулы и соответствующую информацию для управления их рисками и ограничения их рисков по отношению к ИФР. Как упоминалось в Принципе 2 об управлении, совет директоров играет критически важную роль в формировании и поддержании устойчивой системы управления рисками.

    Выявление рисков

3.3.2. Для создания устойчивой системы риск-менеджмента ИФР должна сначала определить спектр рисков, которые возникают в самой ИФР, и рисков, которым она непосредственно подвергается со стороны и подвергает своих участников, клиентов участников и другие организации. Она должна выявить риски, существенно влияющие на ее способность осуществлять деятельность или оказывать услуги в соответствии с ожиданиями. Как правило, к ним относятся правовой риск, кредитный риск, риск ликвидности и операционный риск. Кроме того, ИФР должна учитывать другие релевантные и существенные риски, такие как рыночный (или ценовой) риск, риск концентрации и общий коммерческий риск, а также риски, которые представляются незначительными по отдельности, но становятся существенными в совокупности с другими рисками. Последствия этих рисков могут иметь значительный репутационный эффект для ИФР, подрывать финансовую устойчивость ИФР, а также стабильность финансовых рынков в целом. В процессе выявления рисков ИФР должна рассматривать их в широкой перспективе и выявлять риски, которым она подвергается со стороны других организаций, таких как другие ИФР, расчетные банки, провайдеры ликвидности, провайдеры услуг или организации, на которые могла бы существенно повлиять неспособность ИФР оказывать услуги. В частности, отношения между СРЦБ и СКП, направленные на проведение расчетов DvP (поставка против платежа), могут создавать системные взаимозависимости.

    Принципы, процедуры и средства контроля в комплексном управлении риском

3.3.3. Совет директоров и высшая администрация ИФР несут полную ответственность за управление рисками ИФР (см. Принцип 2 об управлении). Совет директоров должен определить приемлемый уровень толерантности к совокупному риску и способности ИФР справляться с рисками. Совет директоров и высшая администрация должны установить принципы, процедуры и средства контроля, соответствующие допустимому риску ИФР и ее способности справляться с рисками. Принципы, процедуры и средства контроля ИФР служат основой для выявления, количественной оценки, контроля и управления рисками ИФР и должны учитывать обычные и неординарные события, в том числе потенциальную неспособность участника или самой ИФР выполнять свои обязательства. Принципы, процедуры и средства контроля ИФР должны, в частности, учитывать все существенные риски, в том числе правовой и кредитный риски, риск ликвидности, общий коммерческий и операционный риски. Эти принципы, процедуры и средства контроля должны являться элементами последовательной и непротиворечивой системы управления рисками, которая анализируется и регулярно корректируется и доводится до сведения компетентных органов.

    Информационные системы и системы контроля рисков

3.3.4. Кроме того, ИФР должна использовать надежные информационные системы и системы контроля рисков для своевременного получения ИФР информации, необходимой для применения принципов и процедур управления риском. В частности, эти системы должны обеспечивать точные и своевременные количественную оценку и агрегирование рисков ИФР, управление отдельными рисками и взаимосвязями между ними, а также оценку влияния различных экономических и финансовых шоков, которые могут воздействовать на ИФР. Информационные системы должны также позволять ИФР контролировать свои кредитные риски и риски ликвидности, общие кредитные лимиты и лимиты ликвидности и соотношения между этими рисками и лимитами.

________________

Эти информационные системы должны обеспечивать, если это практически возможно, предоставление в режиме реального времени информации, позволяющей участникам управлять рисками. Если ИФР не предоставляет информацию в режиме реального времени, она должна предоставлять участникам ясную, полную и актуальную информацию в течение дня (с максимальной возможной частотой) и рассмотреть возможность соответствующего усовершенствования своих систем.

3.3.5. В тех случаях, когда это целесообразно, ИФР должна предоставлять участникам и клиентам участников информацию, необходимую для управления ими своими кредитными рисками и рисками ликвидности и их снижения. ИФР может считать целесообразным предоставление участникам и их клиентам информации, необходимой для контроля их кредитных рисков и рисков ликвидности, общих кредитных лимитов и лимитов ликвидности и соотношений между этими рисками и лимитами. Например, если ИФР позволяет клиентам участников создавать риски для ИФР, порождаемые участниками, то ИФР должна предоставлять участникам возможность ограничивать возникающие риски.

    Стимулирование управления риском

3.3.6. При разработке политики риск-менеджмента, процедур и систем управления риском ИФР должна стимулировать участников, а при необходимости и их клиентов, к управлению и снижению рисков, которым они подвергают ИФР. Существует несколько способов обеспечения ИФР таких стимулов. Например, ИФР может подвергать денежным штрафам участников, которые несвоевременно проводят расчеты по ценным бумагам или не возвращают суточный кредит к концу операционного дня. Другим примером является заключение соглашений о распределении убытков пропорционально рискам, которым они подвергают ИФР. Такие меры способствуют снижению морального риска, порождаемого формулами, согласно которым убытки распределяются между участниками поровну, или другими формулами, по которым убытки не распределяются пропорционально риску.

    Взаимозависимости

3.3.7. ИФР должна регулярно анализировать существенные риски, которым она подвергается со стороны и подвергает другие организации (такие как другие ИФР, расчетные банки, провайдеры ликвидности или провайдеры услуг) вследствие взаимозависимостей, и создавать надлежащие механизмы управления этими рисками (см. также Принцип 20 о связях ИФР). В частности, ИФР должна выработать эффективные механизмы управления риском, позволяющие управлять всеми релевантными рисками, в том числе правовым и кредитным рисками, риском ликвидности, общим коммерческим и операционным рисками, которым она подвергается со стороны других организаций и подвергает их, чтобы ограничивать последствия нарушений, вызванных такими организациями, а также нарушений на финансовых рынках в целом. Такие механизмы должны включать процедуры обеспечения непрерывности деятельности, которые позволяют быстро восстанавливать и возобновлять критические операции и услуги в случае операционного сбоя (см. Принцип 17 об операционном риске), методы управления риском ликвидности (см. Принцип 7 о риске ликвидности), а также планы восстановления или упорядоченного прекращения деятельности, если ИФР становится нежизнеспособной. Вследствие наличия взаимозависимостей между системами ИФР должна обеспечивать, чтобы ее процедуры кризисного управления позволяли эффективно координировать деятельность пострадавших организаций, в том числе в тех случаях, когда под вопросом оказывается ее собственная жизнеспособность или жизнеспособность связанных с ней организаций.

________________

Несмотря на то что ТР, как правило, не подвергаются финансовым рискам в связи со своей учетной деятельностью, ТР могут являться элементами сети, связывающей различные организации, к которым могут относиться ЦКА, дилеры, депозитарии и источники услуг, а потому должны обеспечивать эффективное управление и минимизацию своих рисков для сокращения возможностей распространения системного риска на такие взаимосвязанные организации.

    Планы восстановления и упорядоченного прекращения деятельности

3.3.8. ИФР должна выявлять сценарии, которые потенциально могут помешать осуществлению ею критических операций и оказанию критических услуг в качестве действующего предприятия, и оценивать результативность полного спектра действий по восстановлению или упорядоченному прекращению деятельности. Эти сценарии должны учитывать различные независимые и взаимосвязанные риски, которым подвергается ИФР. На основе анализа (и с учетом всех ограничений, предусмотренных внутренним законодательством) ИФР должна подготовить соответствующие планы своего восстановления или упорядоченного прекращения деятельности. План должен, в частности, содержать отдельное описание основных стратегий восстановления или прекращения деятельности, перечень критических операций и услуг ИФР, а также описание мер, которые должны приниматься для реализации основных стратегий. ИФР должна иметь возможность предоставления выявления и предоставления соответствующим организациям информации, необходимой для своевременной реализации плана в стрессовой ситуации. Кроме того, эти планы должны регулярно пересматриваться и корректироваться. В случае необходимости ИФР должна предоставить соответствующим компетентным органам требуемую информацию, включая анализ стратегии и сценариев, необходимую для планирования восстановления или упорядоченного прекращения функционирования.

    Внутренний контроль

3.3.9. ИФР также должна иметь комплексные внутренние процедуры, позволяющие совету директоров и высшей администрации контролировать и оценивать адекватность и эффективность принципов, процедур и систем управления рисками ИФР. Несмотря на то что первой "линией обороны", является администрация среднего звена, адекватность и соблюдение механизмов контроля должна оцениваться на регулярной основе путем проведения независимых программ и независимых аудитов. Надежное подразделение внутреннего аудита может проводить независимую оценку эффективности процессов управления и контроля рисков ИФР. Особое внимание высшего руководства, совета директоров и подразделения внутреннего аудита к адекватности средств контроля позволяет противодействовать культуре бизнес-менеджмента, которая отдает предпочтение коммерческим интересам перед созданием и применением надлежащих средств контроля. Кроме того, может быть целесообразно упреждающее привлечение подразделений внутреннего аудита и внутреннего контроля к обсуждению изменений. В частности, ИФР, привлекающим свое подразделение внутреннего аудита для проведения анализа перед внесением изменений, часто удается уменьшить потребности в дополнительных ресурсах для обеспечения критических процессов и систем средствами контроля, которые не были учтены на начальных этапах разработки и создания.

________________