ИФР должна иметь четкую и прозрачную систему управления, обеспечивающую безопасность и эффективность ИФР, а также стабильность общей финансовой системы, другие аспекты, представляющие общественный интерес, и достижение целей заинтересованных сторон.
Ключевые соображения
1. ИФР должна иметь цели, которые предусматривают первоочередность обеспечения безопасности и эффективности ИФР и прямо поддерживают финансовую стабильность и другие аспекты, представляющие общественный интерес.
2. ИФР должна иметь документированные соглашения об управлении, четко и ясно определяющие обязанности и ответственность. Эти соглашения должны быть доведены до сведения владельцев, компетентных органов, участников, а в более широком плане - до сведения общественности.
3. Роли и обязанности совета директоров ИФР (или другого аналогичного органа управления) должны быть точно определены; должны иметься документы, описывающие процедуры ее функционирования, в том числе процедуры выявления, исследования и разрешения конфликтов интересов участников. Совет директоров должен регулярно анализировать деятельность совета в целом и работу его отдельных членов.
4. В состав совета директоров должны входить члены, обладающие знаниями и мотивацией для выполнения своих многочисленных обязанностей. Как правило, это требует наличия неисполнительных членов совета.
5. Роли и обязанности правления должны быть точно определены. Правление ИФР должно обладать опытом, разнообразными навыками и добросовестностью, необходимыми для выполнения им своих обязанностей по функционированию ИФР и управлению ее рисками.
6. Совет директоров должен создать четкую, документально оформленную систему управления рисками, включающую в себя политику ИФР в области толерантности к риску, определяющую обязанности и ответственность за выполнение решений в области риска и порядок принятия решений в кризисных и чрезвычайных ситуациях. Структура управления должна обеспечивать, чтобы подразделения управления риском и внутреннего контроля обладали достаточными полномочиями, независимостью, ресурсами и доступом к совету директоров.
7. Совет директоров должен обеспечивать, чтобы структура, правила, общая стратегия и основные решения ИФР надлежащим образом отражали законные интересы ее прямых и косвенных участников и других заинтересованных сторон. Основные решения необходимо в четкой форме доводить до сведения заинтересованных сторон, а в случаях, когда эти решения воздействуют на рынок в целом, - до сведения общественности.
Пояснительная записка
3.2.1. Управление представляет собой комплекс отношений между владельцами ИФР, советом директоров (или другим аналогичным органом управления), правлением и другими заинтересованными сторонами, включая участников, компетентные органы и другие стороны (такие как косвенные участники, клиенты участников, другие взаимосвязанные ИФР и рынок в целом). Управление предусматривает процессы, с помощью которых организация определяет свои цели, средства достижения этих целей и контролирует их достижение. Правильное управление создает для совета директоров и правления ИФР надлежащие стимулы достижения целей, которые отвечают интересам заинтересованных сторон и учитывают общественные интересы.
Цели ИФР
3.2.2. Учитывая значение ИФР и тот факт, что их решения могут иметь далеко идущие последствия, оказывая влияние на многие финансовые организации, рынки и юрисдикции, каждая ИФР должна придавать первостепенное значение безопасности и эффективности функционирования ИФР и активно поддерживать финансовую стабильность и другие общественные интересы. Поддержка общественных интересов является широким понятием, которое включает, в частности, содействие созданию привлекательных и эффективных рынков. В частности, для некоторых рынков OTC-деривативов разработаны отраслевые стандарты и рыночные протоколы для повышения уровня определенности, прозрачности и стабильности на рынке. Если ЦКА на таких рынках должен отклоняться от подобной практики, это может в отдельных случаях дестабилизировать усилия рынка по развитию общих процессов помощи в снижении неопределенности. Кроме того, система управления ИФР должна учитывать интересы участников, клиентов участников, компетентных органов и других заинтересованных сторон. В случае ТР, например, необходимо иметь цели, политику и процедуры, обеспечивающие эффективное и соответствующее раскрытие рыночных данных компетентным органам и общественности (см. Принцип 24). Система управления всех типов ИФР должна обеспечивать справедливый и открытый доступ (см. Принцип 18 о требованиях к доступу и участию) и эффективную реализацию планов восстановления, прекращения деятельности или упорядоченного прекращения функционирования.
Система управления
3.2.3. Система управления, определяющая порядок работы совета директоров и правления, должна быть обеспечена четкими и подробными документами. Эти документы должны содержать описание таких ключевых составляющих, как (а) роль и состав совета директоров и его комитетов, (b) структура руководства высшего звена, (с) иерархия отчетности правления и совета директоров, (d) структура собственности, (е) внутренняя политика управления, (f) системы управления риском и внутреннего контроля, (g) порядок назначения членов совета директоров и руководителей высшего звена и (h) процедуры обеспечения ответственности за исполнение. Система управления должна точно распределять обязанности и ответственность, особенно между правлением и советом директоров, и обеспечивать достаточную независимость ключевых подразделений, таких как подразделения управления риском, внутреннего контроля и аудита. Эти правила должны быть доведены до сведения владельцев, компетентных органов, участников, а в более широком плане - до общественности.
3.2.4. Невозможно создание одинаковых систем управления для всех ИФР и всех рынков. Эти системы могут существенно различаться вследствие особенностей национального законодательства, структуры собственности или организационной формы. В частности, национальное законодательство может требовать наличия в ИФР двухуровневого совета директоров, в котором наблюдательный совет (все неисполнительные директора) отделен от правления (всех исполнительных директоров). Кроме того, ИФР может принадлежать ее участникам или другой организации, функционировать как коммерческое или некоммерческое предприятие или иметь организационную структуру банка или небанковской организации. Несмотря на то что конкретные системы различаются, данный принцип предназначен для применения ко всем структурам собственности и организационным структурам.
3.2.5. В зависимости от структуры собственности и организационной формы ИФР может быть обязана уделять особое внимание определенным аспектам своей системы управления. В частности, ИФР, входящая в состав более крупной организации, должна уделять особое внимание прозрачности своей системы управления, в том числе в связи с проблемами любых конфликтов интересов и привлечения внешних подрядчиков, которые могут возникать вследствие особенностей структуры материнской или другой аффилированной организации. Также система управления ИФР должна в достаточной степени обеспечивать, чтобы решения аффилированных организаций не ущемляли интересы ИФР. ИФР, входящая в состав некоммерческой организации или являющаяся ее частью, может быть обязана уделять особое внимание разрешению конфликтов между формированием доходов и безопасностью. Например, ТР должен обеспечивать эффективные выявление и разрешение конфликтов интересов, которые могут возникать между его общественной функцией как централизованного репозитория данных и его собственными коммерческими интересами, особенно если он оказывает другие услуги, помимо ведения учетной документации. Если это существенно, система управления должна выявлять, оценивать и разрешать трансграничные проблемы как на уровне ИФР, так и на уровне материнской организации (организаций).
________________
Если ИФР целиком принадлежит другой организации или контролируется ею, то компетентные органы должны также проверять систему управления этой организации, чтобы убедиться, что она не оказывает неблагоприятного влияния на соблюдение ИФР данного принципа.
3.2.6. Кроме того, в зависимости от структуры собственности или организационной формы ИФР может быть должна уделять особое внимание определенным аспектам системы управления риском. Если ИФР оказывает услуги, которые связаны с определенным уровнем и видами рисков вследствие исполнения ее функции по проведению платежей, клиринга, расчетов и учета, и потенциально порождает значительные дополнительные риски, то ИФР должна иметь адекватные средства управления такими дополнительными рисками. Эти средства могут включать отделение дополнительных услуг, которые ИФР оказывает на законном основании, помимо своей функции по проведению платежей, клиринга, расчетов и учета, либо принятие эквивалентных мер. Кроме того, учет структуры собственности и организационной формы может быть необходим при подготовке и реализации планов ИФР по восстановлению или упорядоченному прекращению деятельности либо при оценке способности ИФР к принятию решений.
3.2.7. Для систем, эксплуатируемых центральным банком, может потребоваться адаптация применения данного принципа к их потребностям в управлении и конкретным политическим задачам. Если центральный банк является оператором ИФР, а также наблюдательным органом в отношении ИФР частного сектора, то он должен определить, каким образом лучше всего разрешать возможные или предполагаемые конфликты интересов, которые могут возникать между этими функциями. За исключением случаев, прямо предусмотренных законодательными или нормативными актами или политическими задачами, центральному банку следует избегать использования своих полномочий по наблюдению, которые поставили бы в невыгодное положение ИФР частного сектора по сравнению с ИФР, принадлежащими и эксплуатируемыми центральным банком. Этого можно добиться путем передачи функции оператора и функции наблюдения разным организационным подразделениям центрального банка, которыми руководят разные сотрудники. При наличии конкуренции с системами частного сектора центральный банк должен также обеспечивать конфиденциальность информации о внешних системах, полученной им в качестве наблюдательного органа, и избегать ее неправильного использования.
Роли, обязанности и состав совета директоров
3.2.8. Совет директоров ИФР выполняет разнообразные роли и обязанности, которые должны быть точно определены. Эти роли и обязанности должны включать (а) определение четких стратегических целей организации; (b) обеспечение эффективного контроля деятельности руководителей высшего звена (в том числе подбор руководителей, определение целей их работы, оценку их деятельности и, при необходимости, их отстранение); (с) определение политики в области вознаграждений (которая должна соответствовать передовой практике и базироваться на долгосрочных достижениях, особенно в области безопасности и эффективности ИФР); (d) создание и наблюдение за деятельностью подразделения управления риском и принятием существенных решений, связанных с управлением риском; (е) наблюдение за подразделениями внутреннего контроля (в том числе обеспечение их независимости и наличия у них адекватных ресурсов); (f) обеспечение соблюдения всех требований надзорных органов и органов наблюдения; (g) обеспечение учета интересов финансовой стабильности и других общественных интересов; и (h) предоставление отчетности владельцам, участникам и другим заинтересованным сторонам.
________________
См. Financial Stability Forum, FSF principles for sound compensation practices (Форум по финансовой стабильности, Рациональные принципы вознаграждения ФСС), апрель 2009, где содержатся дополнительные руководящие указания по определению надлежащих принципов вознаграждения.
3.2.9. Принципы и процедуры, относящиеся к деятельности совета директоров, должны быть четко определены и документально оформлены. Эти принципы включают определение обязанностей и функций комитетов совета. Как правило, совет директоров формирует комитет по рискам, комитет по аудиту и комитет по вознаграждениям или аналогичные комитеты. Все эти комитеты должны иметь четко определенные обязанности и процедуры. Принципы и процедуры совета директоров должны включать процессы выявления, исследования и разрешения потенциальных конфликтов интересов членов совета. К конфликтам интересов, в частности, относятся ситуации, когда член совета имеет существенные коммерческие интересы, конкурирующие с ИФР. Кроме того, принципы и процедуры должны включать регулярные проверки деятельности совета директоров и работы каждого его члена, а также периодические независимые оценки показателей деятельности.
________________
Как правило, в состав таких комитетов в основном входят и по возможности их возглавляют неисполнительные или независимые директора (см. также параграф 3.2.10).
3.2.10. Принципы управления, относящиеся к составу, назначению и сроку полномочий совета директоров, должны быть четко определены и документально оформлены. В состав совета должны входить члены, обладающие надлежащими навыками (включая стратегические и необходимые технические навыки), опытом и знанием организации (включая понимание взаимосвязанности ИФР с другими составляющими финансовой системы). Кроме того, члены совета должны иметь четкое понимание своей роли в корпоративном управлении, уделять достаточно времени для выполнения своих ролей, постоянно повышать свою квалификацию и иметь надлежащие стимулы для выполнения своих ролей. Члены совета должны уметь принимать объективные и независимые решения. Для обеспечения независимости от мнения правления, как правило, необходимо включение в состав совета неисполнительных членов, в том числе независимых членов, если это целесообразно. Определения функций независимых членов совета варьируются и нередко определяются местными законами и нормативными актами, однако основной особенностью независимости является способность выносить объективное и независимое суждение исходя из учета всей существенной информации и мнений, без влияния со стороны администрации, внешних сторон или интересов. Необходимо дать точное определение термина независимости для ИФР и обнародовать его, исключив при этом стороны, имеющие тесные коммерческие отношения с ИФР, наличие директоров, занимающих аналогичные должности в других организациях или имеющих контрольные пакеты акций, а также сотрудников организации. Кроме того, ИФР должна публично заявить, каких членов совета директоров она считает независимыми. ИФР также может потребоваться установление предельного срока полномочий членов совета директоров.