1.8. Для целей настоящего доклада ИФР определяется как многосторонняя система, созданная организациями-участницами, включая оператора системы, которая используется для клиринга, расчетов или учета платежей, ценных бумаг, деривативов или других финансовых операций. Как правило, ИФР устанавливает единый набор правил и процедур для всех участников, технической инфраструктуры и специализированной системы управления риском, учитывающий все риски, которым они подвергаются. ИФР осуществляет для участников централизованные клиринг, расчеты и учет финансовых операций между ними или между каждым из них и центральной стороной, обеспечивая тем самым более высокую эффективность и снижение издержек и рисков. За счет централизации конкретных видов деятельности ИФР также позволяет участникам более эффективно и результативно управлять рисками, которым они подвергаются, а в некоторых случаях исключать определенные риски. Кроме того, ИФР может способствовать повышению уровня прозрачности определенных рынков. Некоторые ИФР имеют первостепенное значение для оказания содействия в проведении центральными банками денежно-кредитной политики и поддержании финансовой стабильности.
________________
Общий аналитический подход настоящего доклада заключается в рассмотрении ИФР как многосторонних систем, включающих их участников, согласно определению ИФР. Однако в рыночной практике термин "ИФР" может употребляться для обозначения только юридического лица или функциональной организации, созданных для централизованного осуществления платежей, клиринга, расчетов или учета, и в определенном контексте может исключать участников, которые используют систему. Различия в терминологии или употреблении могут вызывать неоднозначное понимание некоторых положений настоящего доклада. Для решения этой проблемы доклад может содержать указание на ИФР и ее участников или ИФР, включая ее участников, чтобы подчеркнуть область применения принципа или разъяснить другое положение, которое не является понятным из контекста. Определение ИФР исключает двухсторонние отношения между финансовыми организациями и их клиентами, такие как традиционные корреспондентские банковские отношения.
Как правило, эффективность реализации денежно-кредитной политики зависит от упорядоченности расчетов по операциям и эффективного распределения ликвидности. В частности, многие центральные банки реализуют денежно-кредитную политику, оказывая влияние на краткосрочные процентные ставки путем покупки и продажи определенных финансовых инструментов, таких как государственные ценные бумаги или иностранная валюта, или за счет обеспеченного кредитования. Важно, чтобы ИФР были безопасными и эффективными и обеспечивали надежную передачу средств и ценных бумаг между центральным банком, его контрагентами и другими участниками финансовой системы, способствуя широкому и быстрому распространению последствий денежно-кредитной политики в экономике.
1.9. ИФР могут существенно различаться по организации, функциям и структуре. ИФР могут иметь различные организационно-правовые формы, включая объединения финансовых организаций, небанковские клиринговые корпорации и специализированные банковские учреждения. ИФР могут принадлежать и эксплуатироваться центральным банком или частным сектором. Кроме того, ИФР могут являться коммерческими или некоммерческими организациями. В зависимости от организационной формы ИФР могут по-разному лицензироваться и регулироваться в рамках как одной, так и различных юрисдикций. В частности, деятельность банковских и небанковских ИФР часто регулируется по-разному. Для целей настоящего доклада определение ИФР включает пять основных типов ИФР: платежные системы, ЦДЦБ, СРЦБ, ЦКА и ТР. Организационная схема ИФР, выполняющих одни и те же функции, может иметь значительные отличия. Например, одни ИФР используют расчеты в режиме реального времени, а другие могут использовать отсроченный порядок расчетов. Одни ИФР проводят расчеты по отдельным транзакциям, а другие - по пакетам транзакций. В Приложении D содержится более подробная информация о различных институциональных схемах и некоторых рисках платежных систем, СРЦБ и ЦКА.
Платежные системы
1.10. Платежная система представляет собой набор инструментов, процедур и правил перевода средств между участниками; система включает в себя участников и организацию-оператора. Как правило, в основе платежных систем лежит соглашение между участниками и оператором, а перевод средств осуществляется с использованием согласованной операционной инфраструктуры. Обычно платежные системы делятся на розничные платежные системы и системы крупных платежей (СКП). Розничной платежной системой является система перевода средств, которая, как правило, осуществляет большое количество мелких платежей в форме чеков, кредитовых переводов, прямого дебета и платежей по карточкам. Розничные платежные системы могут функционировать в частном секторе или в государственном секторе, используя механизм многосторонних отложенных нетто-расчетов (ОНР) или валовых расчетов в режиме реального времени (ВРРВ). СКП представляет собой систему переводов средств, которая, как правило, осуществляет крупные первоочередные платежи. В отличие от розничных систем, операторами многих СКП являются центральные банки, использующие ВРРВ или эквивалентный механизм.
________________
В некоторых странах эти розничные платежные системы могут быть системно значимыми.
Центральные депозитарии ценных бумаг
1.11. Центральный депозитарий ценных бумаг открывает счета ценных бумаг и предоставляет централизованные услуги по безопасному хранению и обслуживанию активов, которые могут включать выполнение корпоративных решений и проведение погашений, и играет важную роль, помогая обеспечить надежность выпусков ценных бумаг (т.е. гарантирует, что ценные бумаги не создаются случайно или в мошеннических целях, не уничтожаются, равно как не меняются их характеристики). ЦДЦБ может хранить реальные (но иммобилизованные) ценные бумаги или ценные бумаги в дематериализованной форме (т.е. существующие только в виде электронных учетных записей). Конкретная деятельность ЦДЦБ зависит от юрисдикции и рыночной практики. В частности, деятельность ЦДЦБ может в значительной степени зависеть от того, работает ли он в юрисдикции, предусматривающей прямое или косвенное владение или их сочетание. ЦДЦБ может вести точный учет юридических прав собственности на ценную бумагу; однако в некоторых случаях эта нотариальная функция выполняется с помощью отдельного реестродержателя ценных бумаг. Во многих странах ЦДЦБ также выполняет функции системы расчетов по ценным бумагам (см. определение в параграфе 1.12), однако в отсутствие иных указаний в настоящем докладе принято более узкое определение ЦДЦБ, которое не предусматривает функции расчетов по ценным бумагам.
________________
При наличии системы прямого владения каждый бенефициар или прямой владелец ценной бумаги известен ЦДЦБ или эмитенту.
В некоторых странах наличие системы прямого владения является законодательным требованием. Альтернативная система косвенного владения использует многоуровневую схему хранения и передачи права собственности на ценные бумаги (или передачи других аналогичных прав на них), при которой инвесторы идентифицируются только на уровне их депозитария или посредника.
Реестродержателем ценных бумаг является организация, которая осуществляет подготовку и ведение точных, актуальных и полных реестров ценных бумаг для эмитентов ценных бумаг.
В рыночной практике ЦДЦБ часто выполняют функции СРЦБ. См. параграф 1.22, где рассмотрен подход настоящего доклада к организациям, выполняющим комбинированные функции более чем одного вида ИФР, описываемого в докладе.
Системы расчетов по ценным бумагам
1.12. Система расчетов по ценным бумагам позволяет передавать ценные бумаги и производить расчеты по ним в бездокументарной форме в соответствии с заранее установленными многосторонними правилами. Такие системы предоставляют возможность передачи прав на ценные бумаги бесплатно или за плату. В том случае, когда передача прав осуществляется за плату, многие системы обеспечивают поставку против платежа (DvP), при которой поставка ценной бумаги происходит, если и только если производится платеж. СРЦБ может быть организована таким образом, чтобы выполнять дополнительные функции клиринга и расчетов по ценным бумагам, такие как подтверждение торговой сделки и выдача расчетных поручений. Определение СРЦБ, используемое в настоящем докладе, уже, чем используемое в РСРЦБ, где широкое определение СРЦБ включает весь набор институциональных договоренностей о подтверждении, клиринге и расчетах по сделкам с ценными бумагами и безопасном хранении ценных бумаг в рамках рынка ценных бумаг. В частности, определение СРЦБ в РСРЦБ включало ЦДЦБ и ЦКА, а также службы коммерческих банков, осуществляющие передачу ценных бумаг. В настоящем докладе ЦДЦБ и ЦКА рассматриваются как отдельные виды ИФР. Как отмечалось ранее, во многих странах ЦДЦБ также выполняют функции СРЦБ.
Центральные контрагенты
1.13. Центральный контрагент является посредником между контрагентами по контрактам, торгующимся на одном или нескольких финансовых рынках, становясь покупателем для каждого продавца и продавцом для каждого покупателя и обеспечивая тем самым выполнение открытых контрактов. ЦКА становится контрагентом по сделкам с участниками рынка благодаря новации, системе открытого предложения или наличию другого аналогичного юридически обязывающего соглашения. ЦКА имеют возможность существенно уменьшать риски участников за счет многосторонних взаимозачетов по сделкам и использования более эффективных средств контроля риска для всех участников. Например, как правило, ЦКА требуют, чтобы участники предоставляли залоговое обеспечение (в форме первоначального гарантийного депозита и других финансовых ресурсов) для покрытия текущих и потенциальных будущих рисков, также ЦКА может разделять некоторые риски, например, с помощью резервов под неисполнение обязательств. Вследствие способности уменьшать риски участников ЦКА также могут снижать системный риск на рынках, которые они обслуживают. Эффективность контроля риска со стороны ЦКА и адекватность их финансовых ресурсов имеют первостепенное значение для реализации этих возможностей.
________________
На рынках, где ЦКА не существует, наличие гарантийного соглашения может обеспечивать участникам рынка определенную степень защиты от потерь в случае невыполнения обязательств контрагентом. Заключение таких соглашений, как правило, организуется и управляется ЦДЦБ или СРЦБ данного рынка или другим рыночным посредником. Обычно гарантия считается желательной или даже необходимой, если правила или другие особенности рынка делают практически невозможным двухстороннее управление участниками кредитными рисками контрагентов. Гарантийные соглашения бывают самых разных видов, от простых страховых до более сложных схем, сопоставимых с ЦКА.
В случае новации первоначальный контракт между покупателем и продавцом аннулируется и заменяется двумя новыми контрактами: одним - между ЦКА и покупателем, другим - между ЦКА и продавцом. В системе открытого предложения ЦКА автоматически и незамедлительно становится посредником по сделке в момент согласования ее условий покупателем и продавцом.
Торговые репозитории
1.14. Торговый репозиторий - это организация, которая ведет централизованный электронный учет (базу данных) данных о транзакциях. ТР возникли как новый тип ИФР, и в последнее время их значение растет, особенно на рынке OTC-деривативов. За счет централизации сбора, хранения и распространения данных хорошо организованный ТР, имеющий эффективные средства контроля риска, может играть важную роль в повышении уровня прозрачности информации о транзакциях для компетентных органов и населения, укреплении финансовой стабильности и содействии выявлению и предотвращению злоупотреблений на рынке. Важной функцией ТР является предоставление информации, которая помогает уменьшать риск, повышать операционную эффективность и результативность и обеспечивать сокращение затрат как отдельных организаций, так и рынка в целом. Такие организации могут включать принципалов торговых сделок, их агентов, ЦКА и других провайдеров, оказывающих дополнительные услуги, в том числе централизованные расчеты по платежным обязательствам, электронную новацию и подтверждение, уплотнение и выверку портфеля и управление залоговым обеспечением. Поскольку данные, имеющиеся у ТР, могут использоваться несколькими заинтересованными сторонами, первостепенное значение имеют постоянные доступность, надежность и точность таких данных.
________________
Если это разрешено действующим законодательством, функции ТР может выполнять платежная система, ЦДЦБ или ЦКА в дополнение к своим основным функциям. Кроме того, ТР может оказывать или поддерживать оказание вспомогательных услуг, таких как управление событиями торгового цикла и обработка сделки на основе документации, которую он ведет.
Участники некоторых ТР могут договариваться о том, чтобы электронный учет транзакций, который ведет ТР, включал официальные экономические условия юридически обязывающего контракта. Это позволяет использовать данные о транзакциях для оказания дополнительных услуг.