8. В целях подтверждения отсутствия влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, декларант (таможенный представитель) должен представить доказательства, что стоимость сделки близка к одной из следующих проверочных величин, имевших место в тот же или соответствующий ему период времени, в который ввозимые товары пересекали таможенную границу Таможенного союза:
- стоимости сделки с идентичными или с однородными товарами при продажах таких товаров покупателям, не являющимся взаимосвязанными с продавцом лицами*, для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза;
________________
* Понятие "взаимосвязанные лица" используется в значении, установленном пунктом 1 статьи 3 Соглашения.
- таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, которая определяется декларантом согласно статье 8 Соглашения (метод 4);
- таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, которая определяется декларантом согласно статье 9 Соглашения (метод 5).
Если таможенный орган уже имеет достаточную информацию о том, что одна из проверочных величин близка к стоимости сделки, то он не должен запрашивать у декларанта (таможенного представителя) дополнительно информацию, доказывающую, что стоимость сделки близка к данной проверочной величине.
9. При использовании проверочных величин для доказательства отсутствия влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, следует иметь в виду, что между сравниваемыми величинами могут допускаться определённые различия. При этом, для товаров одного вида небольшое (несущественное) различие в их цене может быть неприемлемым, для товаров другого вида большое (существенное) различие в их цене может быть приемлемым, то есть при определении степени близости стоимости сделки к проверочным величинам необходимо оценить, в том числе, является ли различие в цене товаров существенным в коммерческом отношении.
Поскольку не может быть установлено единого подхода ко всем случаям, то в каждом конкретном случае при определении степени близости стоимости сделки к проверочным величинам необходимо учитывать влияние различных факторов на цену товара.
В числе факторов, оказывающих влияние на цену товаров, могут быть рассмотрены следующие.
1) Характер товаров.
Например, у товаров, чья цена зависит от стоимости других товаров (например, цена ювелирных изделий зависит от цены драгоценных металлов и драгоценных камней, из которых они изготовлены), изменения в цене могут быть более существенными.
В отношении некоторых видов товаров небольшое изменение в технологии может привести к существенным изменениям в их цене. Например, два компьютера могут выполнять одни и те же функции, но один из них имеет объем оперативной памяти 512 Mb, а другой 2 Gb вследствие чего их цена будет различной.
Следует отметить, что у некоторых видов товаров ассортиментный ряд быстро обновляется, но в то же время они довольно продолжительное время могут находиться на рынке, при этом, чем дольше данные изделия находятся на рынке, тем ниже их цена. К таким товарам относятся мобильные телефоны, компьютеры, ноутбуки, компьютерные или видео игры и другие.
2) Сезон, в котором ввозятся товары, и время продажи товаров.
Например, овощи, фрукты, цветы в сезон будут продаваться по ценам ниже, чем в другие периоды, а в предпраздничные периоды дороже.
В случае с одеждой и спортивным инвентарём ситуация будет обратной: так, цены на зимнюю одежду и спортивный инвентарь (например, лыжи, коньки) в начале зимы, то есть в сезон, будут выше цен на эти же товары в летний период.
Время продажи товаров также может влиять на их цену. Это относится к ряду товаров, продаваемым на рынке или аукционе, поскольку цена на такие товары утром может быть выше цены на эти же товары вечером (в конце рабочего дня), что связано с изменением состояния товаров.
3) Условия осуществления сделки, при анализе которых необходимо проверить, имели ли место следующие различия:
а) в коммерческих уровнях продаж.
При учёте сведений о различиях в коммерческом уровне продаж следует рассматривать коммерческий уровень покупателя (оптовый, розничный), то есть на какой стадии реализации товаров (прохождения товаров от производителя до конечного потребителя) покупатель приобретает товары.
б) в количестве товаров.
Цена за единицу товаров может устанавливаться в зависимости от количества приобретаемых покупателем товаров.
в) в дополнительных начислениях, указанных в статье 5 Соглашения.
Например, различия в расходах на тару и упаковку.
Оцениваемые товары ввозятся на таможенную территорию Таможенного союза в арендованной (возвратной) таре, а товары, используемые для сравнения, - в покупной таре. В связи с этим, стоимость сделки при продаже указанных в примере товаров может быть различной.
г) в расходах, которые обычно несёт продавец при продажах, если продавец и покупатель не являются взаимосвязанными лицами, по сравнению с расходами, которые не несёт продавец при продажах, если продавец и покупатель являются взаимосвязанными лицами.
К таким расходам относятся расходы на маркетинг, рекламу и другие расходы, которые не будет нести продавец, связанный с покупателем.