Важными условиями реализации мероприятий, направленных на совершенствование онкологической помощи населению, являются организационно-методическое руководство, оценка и анализ качества выполнения задач, поставленных Правительством Российской Федерации перед онкологической службой страны.
В России функционирует многоуровневая вертикаль организационно-методической помощи и поддержки научной и практической профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной деятельности территориальных и муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь населению при онкологических заболеваниях.
I уровень (федеральный)
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 283 от 26.11.2004 и последующими его изменениями в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 621 от 05.11.2008 "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 ноября 2004 года N 283 "О главных внештатных специалистах-экспертах Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" методическое руководство деятельности онкологической службы России осуществляет главный внештатный специалист онколог.
Обязанности главного внештатного специалиста Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации определяются на основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и возлагаются на одного из ведущих специалистов-онкологов профильного федерального медицинского учреждения. Деятельность главного внештатного специалиста осуществляется на основе законодательства Российской Федерации, положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с положением о главном внештатном специалисте Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (приложение N 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 26.11.2004 N 283 (с внесенными изменениями в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 05.11.2008 N 621) основными задачами главного специалиста-онколога являются:
- участие в разработке стратегии развития онкологии и тактических решений по ее реализации с целью обеспечения современного уровня оказания медицинской помощи;
- участие в разработке нормативно-правовых документов;
- участие в организации внедрения современных медицинских и организационных технологий по онкологии;
- участие в организации разработки стандартов медицинской помощи, протоколов ведения больных с ЗНО и внедрении их в практику работы медицинских организаций;
- участие в формировании номенклатуры специалистов с высшим, послевузовским, средним медицинским и фармацевтическим образованием, специальностей научных работников по профилю онкология и радиотерапия;
- участие в планировании и организации кадрового обеспечения здравоохранения по профилю онкология и радиотерапия;
- участие в выборе приоритетных направлений, организации и координации научных медицинских исследований по онкологии.
Главный внештатный специалист-онколог Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации из числа главных специалистов онкологов территориального уровня формирует профильную комиссию, состав которой утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Главный внештатный специалист-онколог Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации выносит на согласование в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложения о кандидатурах главных внештатных специалистов-онкологов федеральных округов страны.
Обязанности главного внештатного специалиста-онколога федерального округа возлагаются на одного из высококвалифицированных специалистов-онкологов профильного медицинского учреждения федерального или территориального подчинения, в том числе имеющего статус окружного ОД. Главный внештатный специалист федерального округа должен иметь большой опыт организационной и практической работы и высшую квалификационную категорию. Его деятельность осуществляется на основе законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Основными функциональными обязанностями главного внештатного специалиста-онколога федерального округа являются:
- экспертная оценка состояния онкологической службы в субъектах федерального округа;
- участие в разработке оперативных и стратегических направлений дальнейшего развития онкологической службы с учетом практических и научно-технических достижений;
- участие в разработке нормативно-правовых документов;
- участие в организации внедрения современных медицинских и организационных технологий по онкологии;
- участие в организации разработки стандартов, протоколов ведения больных с ЗНО и внедрении их в практику работы медицинских учреждений онкологического профиля;
- экспертная оценка организационной и методической работы по совершенствованию онкологической службы и повышению уровня качества лечебно-профилактической помощи в федеральном округе;
- экспертная оценка деятельности специализированных медицинских учреждений, оказывающих онкологическую помощь населению федерального округа;
- экспертная оценка кадровой и технической потребности онкологической службы федерального округа;
- организационно-методическое руководство работой главных специалистов-онкологов субъектов федерации, входящих в состав подведомственного федерального округа.
Главный специалист-онколог федерального округа обязан не реже 1 раза в год отчитываться о своей работе главному внештатному специалисту-онкологу Министерства здравоохранения и социального развития.