СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О мерах по государственному регулированию рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации
Заслушав информацию Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Главной целью государственной политики в области производства, оборота и потребления алкогольной продукции является обеспечение экономических интересов государства при соблюдении социальных приоритетов и гарантий охраны здоровья граждан.
Основные задачи государственного регулирования рынка алкогольной продукции и контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции связаны с формированием механизмов пресечения производства нелегальной, фальсифицированной алкогольной продукции, обеспечением поступления доходов от акцизов в федеральный бюджет, повышением качества производимой алкогольной и спиртосодержащей продукции, формированием системы гарантий охраны здоровья граждан.
В настоящее время создана нормативно-правовая база по вопросам государственного регулирования рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции. Приняты федеральные законы от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и от 18 июля 2011 года N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", издан ряд постановлений Правительства Российской Федерации.
Контроль за производством и оборотом указанной продукции осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации образована Правительственная комиссия по регулированию алкогольного рынка.
Однако практика показала, что правовое регулирование и механизм управления в указанной сфере нуждаются в совершенствовании. Например, по данным Счетной палаты Российской Федерации, 80 процентов нарушений законодательства Российской Федерации выявлено на этапе оптовой торговли. Это свидетельствует о том, что осуществлять государственный контроль в полном объеме за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не удается.
В ряду мер государственного регулирования рынка алкогольной продукции особое место занимают вопросы минимальной цены на алкогольную продукцию, которая является одной из основных форм защиты потребителей и добросовестных производителей от контрафактной алкогольной продукции. Последний раз минимальная цена на алкогольную продукцию установлена с 1 января 2012 года. С тех пор эта цена не пересматривалась, что привело к росту доли контрафактной продукции в розничной торговле.
Целиком вне государственного контроля и регулирования находятся вопросы, связанные с применением пластиковых емкостей для алкогольной продукции, что приводит к росту производства нелегальной, фальсифицированной алкогольной продукции.
Не решена до настоящего времени и проблема взыскания задолженности с производителей по платежам в федеральный бюджет от акцизов на спирт и алкогольную продукцию. На 1 октября 2011 года эта задолженность составляла 5,1 млрд. рублей.
Принимая во внимание вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
постановляет:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
а) ускорить разработку и принятие нормативных правовых актов в целях реализации в полном объеме норм Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";
б) разработать меры, направленные на:
защиту экономических интересов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая установление единых ставок акциза на указанную продукцию и единых правил его уплаты на территории государств Таможенного союза;
обеспечение безопасности производимой алкогольной и спиртосодержащей продукции, защиту здоровья и прав потребителей, в том числе меры, направленные на введение технологий, снижающих образование в пивоваренной продукции токсичных побочных продуктов брожения;
совершенствование организации и осуществления государственного контроля (надзора) в области оборота алкогольной продукции, в том числе меры, направленные на усиление уголовной и административной ответственности за оборот алкогольной продукции с поддельными марками и усиление контроля в области розничной продажи указанной продукции за счет использования современных информационных технологий;
развитие общественного контроля в области осуществления розничной продажи алкогольной продукции;
взыскание задолженности производителей по платежам в федеральный бюджет от акцизов на спирт и алкогольную продукцию;
ограничение потребления лекарственных спиртосодержащих препаратов за счет сохранения льгот по акцизам только на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемый Правительством Российской Федерации;
в) разработать в целях защиты потребителей и добросовестных производителей от контрафактной алкогольной продукции порядок регулярного пересмотра минимальных цен, не ниже которых осуществляются закупки (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции;
г) разработать и реализовать меры, направленные на предотвращение нелегального оборота этилового спирта, алкогольной (в том числе пива) и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации;
д) рассмотреть вопрос об установлении ограничений (с учетом введения переходного периода) на производство и реализацию алкогольной продукции (в том числе продукции пивоваренной промышленности) в пластиковой потребительской таре.
2. Рекомендовать Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка:
а) ускорить разработку и принятие нормативных правовых актов в целях реализации в полном объеме Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";
б) разработать совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека меры, направленные на защиту здоровья населения от негативных последствий потребления алкогольной продукции, с учетом положений Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2128-р.
3. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать в декабре 2012 года Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
4. Рекомендовать субъектам Российской Федерации разработать региональные программы по снижению уровня алкоголизации населения.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации
В.И.Матвиенко
Москва
30 мая 2012 года
N 120-СФ
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
электронный текст НТЦ "Система"