Действующий

Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2012-2017 годы"

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков

Решение проблемы снижения потерь населения при возникновении происшествий и чрезвычайных ситуаций в результате повышения оперативности реагирования дежурных диспетчерских служб будет осуществляться путем обоснованного выбора мероприятий по всем направлениям реализации Программы.

Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы приведены в приложении N 1.

При подготовке настоящей Концепции были проанализированы следующие варианты осуществления программных мероприятий для развертывания системы-112 по всей территории Российской Федерации:

первый вариант, предусматривающий обеспечение минимизации расходов;

второй вариант, предусматривающий обеспечение сбалансированного развертывания системы-112;

третий вариант, предусматривающий обеспечение интенсивного развертывания системы-112.

Первый вариант предполагает выполнение только первоочередных мероприятий по обеспечению развертывания системы-112 для максимальной экономии средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации:

создание информационно-технической компоненты системы-112;

создание телекоммуникационной составляющей системы-112 только на территориях, не имеющих необходимой инфраструктуры сети связи общего пользования;

обучение персонала системы-112 дистанционным способом;

информирование населения с использованием ресурсов телерадиовещания.

Общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета составит 16242,04 млн. рублей.

Предполагается, что количество погибших, пострадавших и общий размер ущерба населению и территориям сократится примерно на 4 процента из-за ограниченности существующей телекоммуникационной составляющей, недостаточной проработки межведомственного взаимодействия и недостаточной степени подготовки персонала.

Единственное преимущество данного варианта заключается в минимальном расходовании средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы.

К системным рискам такого подхода относится возможность недофинансирования или нерегулярного финансирования проектов, которая возникает главным образом вследствие:

множественности несогласованных источников финансирования;

увеличения длительности инвестиционной фазы проекта.

Возможности управления указанными рисками при соблюдении главного условия варианта решения проблемы - минимизации расходов - практически отсутствуют, а реализация любого из рисков будет означать неполное решение проблемы.

Второй вариант предполагает сбалансированное поэтапное развертывание системы-112 в субъектах Российской Федерации, при котором:

определяются основные цели Программы количественного и качественного характера;

осуществляются отбор и обоснование соответствующего комплекса программных мероприятий при минимизации объемов финансовых средств и очередность их реализации по признаку логической подчиненности и степени готовности конкретных субъектов Российской Федерации к проведению необходимых мероприятий при условии минимизации рисков, связанных со срывом запланированных сроков;

осуществляется полномасштабная разработка научно-методического обеспечения создания и функционирования системы-112;

создается в необходимом объеме и в требуемые сроки информационно-техническая и телекоммуникационная инфраструктура системы-112;

создается полноценная система обучения персонала системы-112;

организуется пропаганда системы-112 среди населения всех возрастов с использованием различных способов информирования.

Общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета составит 22896,82 млн. рублей.

Главными преимуществами стратегии сбалансированного развития являются оптимальное сочетание расходования финансовых средств бюджета, сроков выполнения мероприятий Программы и достигаемого эффекта, уменьшение вероятности возникновения и значимости рисков, наличие возможностей по управлению ими.

Главным риском представляется возможная недостаточная готовность субъектов Российской Федерации к развертыванию системы-112 на своей территории. Управление риском планируется осуществить за счет гибкого ранжирования субъектов Российской Федерации исходя из готовности к началу проведения мероприятий.

Третий вариант реализации Программы предполагает полномасштабное внедрение системы-112 на территории Российской Федерации до 2015 года включительно при интенсификации проведения мероприятий, аналогичных по своей направленности мероприятиям второго варианта. При этом в связи с неготовностью сети связи общего пользования ряда субъектов Российской Федерации предполагается выделение дополнительных средств федерального бюджета на решение задачи по созданию телекоммуникационной инфраструктуры системы-112 на территории Российской Федерации путем проведения дополнительных мероприятий по созданию узлов обеспечения вызова экстренных оперативных служб и необходимых сетей связи и передачи данных для обеспечения функционирования системы-112, а также ускорения развертывания инфраструктуры системы-112 в субъектах Российской Федерации.