Недействующий

Рекомендации по вопросам экспертизы заявок на изобретения и полезные модели (с изменениями на 30 ноября 2009 года) (утратил силу на основании приказа Роспатента от 20.01.2010 N 4)

3.5.6. Ведение дел с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности физическими лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, или иностранными юридическими лицами

В связи с возникающими в ряде случаев вопросами об особенностях подачи заявок на выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности, получения охранных документов и поддержания их в силе иностранными юридическими лицами и физическими лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, необходимо отметить следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона физические лица, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, иностранные юридические лица либо их патентные поверенные ведут дела по получению патентов на изобретения, свидетельств на полезные модели (далее по тексту - патенты) и поддержанию их в силе только через патентных поверенных, зарегистрированных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Данное положение распространяется, в том числе, на бывших граждан СССР, проживающих за границами Российской Федерации, вне зависимости от их гражданства. В соответствии со статьей 37 Закона, если международным договором Российской Федерации установлено иное правило, то применяется правило международного договора. В настоящее время такие международные договоры Российской Федерацией не заключены.

Если заявителем наряду с указанными лицами является физическое лицо, проживающее на территории Российской Федерации, или юридическое лицо, имеющее местонахождение на территории Российской Федерации, возможно ведение дел по получению патента не через патентного поверенного при условии, что для переписки указан адрес на территории Российской Федерации.

Определение факта проживания физического лица и местонахождения юридического лица производится по его адресу, указанному в материалах заявки.

К ведению дел по получению патента относится и подача соответствующей заявки.

Вести дела по получению патентов и поддержанию их в силе не через российских патентных поверенных могут физические лица, проживающие в государствах - участниках двусторонних соглашений, заключенных Правительством Российской Федерации в соответствии с правом, предоставленным ему пунктом 9 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О введении в действие Патентного закона Российской Федерации" от 23 сентября 1992 года N 3518-1, а также юридические лица этих государств (по состоянию на 01.04.99 такими государствами являлись Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Узбекистан и Украина).

Кроме того, продолжают действовать соглашения в форме обмена нотами между Министерством иностранных дел Российской Федерации и министерствами иностранных дел Республики Молдова, Республики Таджикистан, Туркменистана, в соответствии с которыми физические и юридические лица соответствующих государств на основе взаимности могут вести дела по получению охранных документов на объекты промышленной собственности и поддержанию их в силе без посредничества российских патентных поверенных.

Таким образом, подача заявки на выдачу патента лицом, постоянно проживающим за пределами Российской Федерации в стране, не указанной выше, или юридическим лицом такой страны не через патентного поверенного, зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, противоречит Закону. В отношении такой заявки следует запрашивать у заявителя представления недостающих и исправленных документов (заявления о выдаче патента с приведением в нем сведений о патентном поверенном, надлежащим образом оформленной доверенности, выданной патентному поверенному, или корреспонденции заявителя, содержащей указание о назначении представителем патентного поверенного), а в случае неполучения их признавать заявку отозванной. В запросе, направляемом в этом случае, не следует затрагивать какие-либо иные вопросы.

Аналогичным образом следует поступать и в случае выявления обращения заявителя через патентного поверенного, зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, но не имеющего регистрации по деятельности в соответствующей области услуг (например, при подаче заявки на выдачу патента на изобретение через патентного поверенного, зарегистрированного в области оказания услуг только по товарным знакам).

В случае если, правильно подав заявку, заявитель в дальнейшем будет обращаться в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности не через патентного поверенного, соответствующие обращения, заявления, просьбы, ходатайства следует рассматривать как действия самого заявителя.

В том случае, если заявитель обязан вести переписку с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности через патентного поверенного, заявитель уведомляется об этом и о возможности устранения нарушения пункта 2 статьи 15 Закона в течение двух месяцев с даты получения уведомления. В случае непредставления в указанные сроки корреспонденции, устраняющей выявленное нарушение, представленная ранее корреспонденция заявителя не принимается во внимание.

В случае отзыва доверенности на патентного поверенного или отказа патентного поверенного от исполнения полномочий по доверенности дальнейшее ведение дел по заявке осуществляется с заявителем, а если заявитель - иностранное лицо, то с его новым патентным поверенным.