Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (постатейный)

Комментарий к статье 8. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам


Если статья 7 Закона N 212-ФЗ определяет объект обложения страховыми взносами, то статья 8 - порядок исчисления соответствующей облагаемой базы.

В соответствии с частью 5 комментируемой статьи  Постановлением Правительства РФ от 24.11.2011 N 974 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2012 года "предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, предусмотренная частью 4 статьи 8 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", которая устанавливается в сумме, не превышающей 415000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, подлежит индексации с 1 января 2012 года в 1,1048 раза с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации.

   Для плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, предусмотренных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

- организации,

- индивидуальные предприниматели,

- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями,

база для начисления страховых взносов с учетом ее индексации в соответствии с настоящим Постановлением составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 512000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2012 года.

В соответствии с частью 1 статьи 58.2 Закона N 212-ФЗ указанный тариф применяется в течение 2012-2013 годов.

В 2012 году взносы в указанном размере перечисляются за каждого работника на сумму выплат, не превышающую 512000 руб. нарастающим итогом с начала календарного года.

Существенным изменением также является то, что в 2012-2013 годах облагаются суммы превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов, в отношении которых применяется тариф 10 процентов.

Стоит отметить, что согласно статье 33.1 Федерального закона от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" N 167-ФЗ взнос на суммы превышения базы перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Таким образом, в соответствии с части 1 статьи 58.2 Закона N 212-ФЗ в 2012 году на суммы свыше 512000 руб. начисляются взносы по тарифу 10 процентов.

Ранее с выплат в пользу работника, которые превышали установленную предельную величину базы, страховые взносы не взимались.

Исходя из вышеизложенного, на работодателей, чьи работники получают большие зарплаты, законодатель увеличивает нагрузку.

Постановлением Правительства РФ N 375 от 15.06.2007 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Как разъяснено в Письме Минздравсоцразвития РФ от 17.01.2011 N 76-19, если физическое лицо в течение расчетного периода работает в нескольких организациях, база для начисления страховых взносов в отношении данного физического лица определяется отдельно каждой организацией (плательщиком страховых взносов) самостоятельно, без учета выплат, полученных физическим лицом в других организациях.

В случае если физическое лицо в течение расчетного периода работает в одной организации, которая производит выплаты данному физическому лицу по разным основаниям, например, по трудовому и гражданско-правовому договорам, то такая организация для определения базы для начисления страховых взносов в отношении данного работника учитывает все выплаты в его пользу суммарно по всем основаниям, начисленные с начала и до конца расчетного периода (календарного года).

В таких случаях речь идет о выплатах физическому лицу одним плательщиком страховых взносов в пределах одного расчетного периода, и не имеет значения, что в пределах расчетного периода (календарного года) выплаты производились в рамках разных трудовых договоров.

Таким образом, если к моменту первого увольнения база для начисления страховых взносов превысила установленный предельный размер, то при заключении впоследствии нового трудового договора в течение того же года плательщик страховых взносов не должен на суммы выплат физическому лицу начислять страховые взносы.

Определению стоимости товаров, выдаваемых работникам, посвящен пункт 5 Письма Минздравсоцразвития РФ от 05.08.2010 N 2519-19.

Как разъяснило Минздравсоцразвития РФ, согласно части 6 статьи 8 Закона N 212-ФЗ норме, если организация-работодатель приобретает в пользу работников товары (работы, услуги), цены (тарифы) на которые не регулируются государством, то указанные стороны договора при начислении страховых взносов на сумму этих товаров (работ, услуг) должны учитывать, чью стоимость следует рассчитывать исходя из цен приобретения таких товаров (работ, услуг) (включая налог на добавленную стоимость и акцизы).

В части 7 статьи 8 Закона N 212-ФЗ приведены нормативы затрат, которые можно принять к вычету при расчете сумм выплат и иных вознаграждений, учитываемых при определении базы для начисления страховых взносов в части, касающейся договора авторского заказа, только если расходы не подтверждены документально. Данные нормативы аналогичны нормативам для профессиональных вычетов по НДФЛ, содержащимся в статье 221 НК РФ.