Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (постатейный)

Комментарий к статье 3. Органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов


Как следует из статьи 3 Закона N 212-ФЗ, с 01.01.2010 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют:

- Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы - в отношении взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, перечисляемых в фонды обязательного медицинского страхования;

- Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ.

С учетом положений статьи 3 Закона N 212-ФЗ Управление ФНС России по г.Москве в Письме от 08.06.2010 N 16-15/055021@ разъяснило, что декларации и расчеты по авансовым платежам по начисленным и уплаченным взносам на обязательное пенсионное страхование начиная с 2010 года в налоговые органы не представляются.

При этом следует учитывать Письмо ПФ РФ N АД-30-24/9291, ФНС РФ N ММВ-22-2/422@ от 31.08.2010.

В нем указано, что с учетом Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ, а также позиции Минфина России, изложенной в письме от 21.12.2009 N 03-04-07-02/20, налоговые органы, осуществляя свою обязанность по проведению мероприятий налогового контроля, связанного с исчислением и уплатой единого социального налога, в отношении налоговых периодов, истекших до 1 января 2010 года, должны проверять правильность применения налогового вычета, которая заключается в контроле исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

При этом согласно письму Минфина России от 14.07.2008 N 12-07-07/2733 налоговым органам не предоставлены полномочия по принятию решений о привлечении страхователей к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации либо об отказе в привлечении к ответственности за нарушение указанного законодательства по результатам рассмотрения материалов проверок. Указанная позиция основана на Определении ВАС РФ от 04.03.2008 N 2206/08.

Территориальные налоговые органы после осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, проводимого в форме камеральных и выездных проверок за отчетные периоды до 2010 года, и выявления задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, должны передавать соответствующему территориальному органу ПФР сведения о суммах указанной задолженности, а также документы, подтверждающие ее наличие, для вынесения территориальным органом ПФР решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, в котором должны быть отражены суммы доначисленных налоговым органом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также пени и штрафы.

Если органом контроля за уплатой страховых взносов признано, что в текущем отчетном периоде страхователем правильно определена база для начисления страховых взносов (в том числе в случае, если в текущем расчетном (отчетном) периоде необходимо удержать с работников выплаты, которые были излишне начислены в предыдущие отчетные периоды), правильно исчислена (доначислена) сумма страховых взносов в соответствии с тарифом страховых взносов, то эта сумма доначислений (отрицательная) должна быть учтена в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета.

Для этого формируются корректирующие сведения по форме СЗВ-6-1 или СЗВ-6-2, представляемые вместе с исходными сведениями персонифицированного учета за отчетный период, в котором произведена корректировка данных о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица. Сумма корректировки, указанная в форме АДВ-6-2, равна сумме, учтенной в РСВ-1, прошедшем камеральную проверку в органе контроля за уплатой страховых взносов.

В Письме Минфина РФ от 21.01.2011 N 03-02-07/1-15 рассмотрен вопрос о порядке возврата ошибочно перечисленных организацией в 2010 г. сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в федеральный бюджет по коду бюджетной классификации ИФНС России по г.Москве вместо кода бюджетной классификации территориального отделения Пенсионного фонда по г.Москве.

Минфин России разъяснил, что главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период с 1 января 2010 г. является Пенсионный фонд.

С учетом положений БК РФ и Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н, Минфин России отметил, что уточнение платежа может быть произведено Управлением Федерального казначейства по г.Москве после представления ИФНС России по г.Москве уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа и о том, что этот налоговый орган не является администратором зачисленной в федеральный бюджет суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

После отражения Управлением Федерального казначейства по г.Москве данных поступлений по коду бюджетной классификации Российской Федерации "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет" территориальное отделение Пенсионного фонда по г.Москве направляет в Управление Федерального казначейства по г.Москве уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа с невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, на код бюджетной классификации Российской Федерации территориального отделения Пенсионного фонда по г.Москве.

Учитывая изложенное, рекомендуем обратиться в ИФНС России по г.Москве и территориальное отделение Пенсионного фонда по г.Москве с просьбой об уточнении ошибочно перечисленной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в федеральный бюджет по коду бюджетной классификации ИФНС России по г.Москве вместо кода бюджетной классификации территориального отделения Пенсионного фонда по г.Москве.

Здесь представляется необходимым привести дело, рассмотренное в Определении ВАС РФ от 03.11.2010 N ВАС-15319/10.

Организация обратилась в налоговый орган с заявлением от 24.09.2008, в соответствии с которым просило возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Решением налогового органа организации отказано в возврате указанных сумм, со ссылкой на то, что органом контроля за уплатой страховых взносов является пенсионный фонд.

Организацией 27.01.2010 подано аналогичное заявление в Пенсионный фонд. Однако пенсионный фонд также отказался возвратить указанные суммы, в связи с тем, что в период излишней уплаты взносов администратором поступления соответствующих средств в бюджет выступал налоговый орган.

Суды, возлагая обязанность по возврату излишне уплаченных страховых взносов на пенсионный фонд, руководствовались положениями статьи 3, пункта 2 статьи 26 и пункта 3 статьи 60 Закона N 212-ФЗ и исходили, в том числе, из необходимости защиты прав общества, как субъекта хозяйственных отношений, и недопущения административной волокиты.

Кроме того, Письмом Федеральной налоговой службы N ЯК-17-8/58, Пенсионного фонда Российской Федерации N АД-30-24/8509@ от 11.08.2010 "О порядке возврата переплаты по взносам на пенсионное страхование" предусмотрен порядок осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисленных в бюджет Пенсионного фонда за расчетные периоды с 2002 по 2009 год включительно, на коды бюджетной классификации Российской Федерации, главным администратором которых является Федеральная налоговая служба.

Как отметил ВАС РФ, решения нижестоящих судов (в том числе Постановление ФАС Московского округа от 07.09.2010 N КА-А41/9793-10) не препятствуют реализации порядка возврата переплаты по взносам на обязательное пенсионное страхование, предусмотренного указанным Письмом.

Общий порядок возврата ошибочно уплаченных страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ, в случае если плательщик при перечислении страховых взносов в бюджет ошибочно указал код главного администратора доходов Федеральной налоговой службы РФ, приведен в Письме Минфина России от 10.12.2010 N 02-04-09/5107.

Являющемуся администратором доходов бюджета территориальному органу Пенсионного фонда РФ надлежит уточнить на соответствующий код главы по учтенным кодам вида доходов уплаченные плательщиком страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, оформив Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа после направления органом ФНС России в орган Федерального казначейства соответствующего уведомления об отказе от платежа.

С отражением поступления по лицевому счету администратора доходов - территориального органа Пенсионного фонда РФ последний принимает решение о возврате излишне уплаченного плательщиком платежа в порядке, установленном Приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н.