Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года
1. Настоящими Основами определяются государственные интересы, главные цели, основные принципы и приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области авиационной, деятельности, а также основные меры государственного регулирования в данной сфере.
2. Настоящие Основы конкретизируют и развивают положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Военной доктрины Российской Федерации и Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года в области авиационной деятельности.
3. Правовой базой настоящих Основ являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также принятые Российской Федерацией международные обязательства в области авиационной деятельности.
4. Общее руководство реализацией настоящих Основ осуществляет Президент Российской Федерации.
5. Государственные интересы Российской Федерации в области авиационной деятельности определяются:
а) возрастающим значением авиации для решения оборонных, военно-политических и социально-экономических задач, развития науки, техники и технологий;
б) ростом потребностей в воздушных перевозках пассажиров и грузов, особенно в отдаленных районах Севера, Дальнего Востока и Сибири с недостаточно развитой транспортной инфраструктурой, на долю которых приходится около половины территории страны;
в) ведущей ролью авиационной промышленности, как одной из наиболее наукоемких и технологически сложных отраслей, в решении задач модернизации экономики и перевода ее на инновационный путь развития.
6. Государственные интересы Российской Федерации в области авиационной деятельности формируются с учетом:
а) роста влияния авиации на соотношение сил в мире, на сохранение стратегической стабильности, на ход и результат войн и вооруженных конфликтов;
б) участия в мировых интеграционных процессах, развития международного разделения труда, а также обострения конкурентной борьбы между странами, авиастроительными и авиатранспортными компаниями на мировых рынках авиационной техники и авиационных услуг;
в) необходимости предотвращения угроз террористического характера в отношении воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры;
г) повышения требований к качеству авиационной техники и предоставлению авиационных услуг;
д) развития авиационной науки и инновационных технологий, а также возможного их применения в других отраслях промышленности;
е) необходимости поддержания суверенитета страны за счет дальнейшего развития военного и гражданского секторов авиационной промышленности.
7. Государственные интересы Российской Федерации в области авиационной деятельности предусматривают:
а) сохранение за Российской Федерацией статуса мировой авиационной державы;
б) обновление парка воздушных судов гражданской авиации и развитие сети воздушных сообщений для обеспечения транспортной доступности всей территории Российской Федерации;
в) поддержание научно-исследовательского, технического, производственно-технологического и кадрового потенциалов на уровне, обеспечивающем эффективную авиационную деятельность в Российской Федерации;
г) наращивание боевого потенциала государственной авиации в соответствии с требованиями обеспечения обороноспособности страны;
д) поддержание качества отечественной авиационной техники на уровне, обеспечивающем ее конкурентоспособность на мировом рынке;
е) развитие международного сотрудничества и расширение присутствия отечественных авиационных организаций на внутреннем и внешнем рынках авиационной техники и авиационных услуг.
8. Для реализации и защиты своих государственных интересов Российская Федерация должна обладать соответствующим авиационным потенциалом.
Наличие мощного авиационного потенциала и рациональное его использование являются для Российской Федерации объективной необходимостью, одним из важнейших условий обеспечения ее безопасности, социально-экономического и инновационного развития.
Опираясь на этот потенциал, Российская Федерация может ускорить развитие своей экономики, укрепить оборонную мощь, обеспечить эффективное развитие науки, техники, социальной сферы.
Основу авиационного потенциала Российской Федерации составляют:
а) государственная авиация;
б) гражданская авиация;
в) экспериментальная авиация;
г) авиационная промышленность;
д) авиационная инфраструктура и техника;
е) единая система организации воздушного движения, федеральная система разведки и контроля воздушного пространства и другие информационные системы, обеспечивающие авиационную деятельность;
ж) образовательные учреждения и организации, осуществляющие подготовку специалистов в области авиации;
з) профессионально подготовленные кадры.
9. Основой государственной авиации является военная авиация.
10. Главными целями государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности являются:
а) реализация и защита государственных интересов Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;
б) укрепление и эффективное использование авиационного потенциала в Российской Федерации;
в) обеспечение устойчивого инновационного развития российской авиационной промышленности и воздушного транспорта;
г) обеспечение высокого уровня и стабильного развития рынка авиационных работ и услуг для нужд экономики и населения страны;
д) укрепление позиций Российской Федерации на мировом рынке авиационной техники и авиационных услуг;
е) повышение авиационной безопасности и безопасности полетов воздушных судов с учетом требований международных стандартов и рекомендаций Международной организации гражданской авиации (ИКАО);
ж) выполнение требований по охране окружающей среды, в том числе снижение выбросов парниковых газов в сфере деятельности гражданской авиации.
11. Государственная политика Российской Федерации в области авиационной деятельности основывается на следующих основных принципах:
а) соблюдение государственных интересов Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации и принятых Российской Федерацией международных обязательств в области авиационной деятельности;
б) применение эффективных методов планирования и реализации мер государственного регулирования авиационной деятельности;
в) динамичное и сбалансированное инновационное развитие научно-технического, производственно-технологического и кадрового потенциалов, обеспечивающих авиационную деятельность, на основе передовых достижений науки, техники, информационных и управленческих технологий;
г) взаимовыгодное партнерство российских авиационных организаций, участвующих в международных проектах по созданию авиационной техники и предоставлению авиационных услуг;
д) совершенствование системы государственного регулирования и контроля безопасности полетов государственной, гражданской и экспериментальной авиации в целях существенного сокращения количества авиационных происшествий.
12. Приоритетными направлениями государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности являются:
а) повышение эффективности реализации принимаемых мер государственного регулирования в области развития авиации;
б) развитие государственной авиации в соответствии с задачами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов по обеспечению безопасности, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;
в) обеспечение высокого технического уровня и боевой эффективности новых образцов авиационной техники и вооружения;
г) развитие гражданской авиации на основе перспективных отечественных технологий и совместных разработок в рамках международной кооперации;
д) привлечение инвестиций в целях развития авиационной промышленности, создания опережающего научно-технического задела по технологиям, обеспечивающим разработку принципиально новых конкурентоспособных образцов авиационной техники;
е) внедрение передовых достижений науки, техники и прорывных технологий в экспериментальные разработки авиационной промышленности;
ж) развитие аэродромных и аэропортовых комплексов;
з) совершенствование функциональной и организационно-управленческой структуры государственного сектора авиационной науки, развитие научно-технического и конструкторского потенциала организаций - разработчиков авиационной техники;
и) развитие и модернизация авиационной транспортной инфраструктуры федерального, регионального и местного значения, Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, системы метеорологического обеспечения и единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации;
к) развитие образовательных учреждений и организаций по подготовке и повышению квалификации авиационных специалистов;
л) повышение уровня безопасности полетов государственной, гражданской и экспериментальной авиации;
м) усиление конкурентоспособности российских авиационных организаций на мировом рынке авиационной техники и авиационных услуг;
н) содействие взаимовыгодному партнерству российских и иностранных авиационных организаций в деятельности по созданию совместных предприятий;
о) осуществление мер по исключению критической зависимости Российской Федерации от зарубежных стран в области авиационной деятельности.
13. Основными мерами государственного регулирования в области авиационной деятельности являются:
а) в области государственной авиации:
поддержание боеспособности авиационных группировок за счет повышения уровня подготовки авиационного персонала, обновления современными образцами авиационной техники и вооружения, обеспечения высокой степени их исправности и расширения условий применения;
совершенствование авиационной техники за счет модернизации и создания образцов нового поколения, превосходящих по своим боевым возможностям лучшие зарубежные аналоги;
своевременное переоснащение новыми авиационными комплексами группировок войск (сил) на стратегических направлениях;
оснащение группировки авиаций перспективными беспилотными авиационными комплексами и воздухоплавательной техникой различного назначения;
модернизация материально-технической базы аэродромов государственной авиации и аэродромов совместного базирования;
осуществление гарантированного бюджетного финансирования государственного оборонного заказа на разработку и закупку авиационной техники и вооружения в объемах, соответствующих возлагаемым на государственную авиацию задачам;
создание единой автоматизированной системы управления, связи и радиотехнического обеспечения полетов государственной авиации на основе передовых информационных технологий;
обеспечение контроля воздушной обстановки в ближней морской и экономической зонах Российской Федерации, а также на малых и предельно малых высотах воздушного пространства государственной границы Российской Федерации;
реорганизация системы заказов в интересах проведения единой технической политики в области государственной авиации, максимальной унификации авиационной техники и средств ее обслуживания и ремонта;
развитие системы материально-технического и тылового обеспечения государственной авиации;
сохранение приоритета закупок российской авиационной техники в рамках государственного оборонного заказа и обеспечение уровня прибыли при ее изготовлении, достаточного для развития производственного потенциала авиационной промышленности;
развитие, модернизация и обеспечение надлежащей численности группировки государственной авиации гражданского назначения, прежде всего санитарной авиации, и авиационной техники, предназначенной для пожаротушения;
б) в области гражданской авиации:
стимулирование, в том числе экономическое, заинтересованности авиационных компаний в использовании отечественных воздушных судов;
повышение авиационной безопасности и безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации;
развитие региональных и местных воздушных линий, прежде всего в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и приравненных к ним труднодоступных регионах;
разделение авиационных организаций на независимые хозяйствующие субъекты - авиационные компании и аэропорты;