Действующий

Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации (с изменениями на 13 января 2017 года)

X. Риски реализации Стратегии


Реализации Стратегии может препятствовать целый ряд существенных факторов, которые необходимо предвидеть и максимально снизить их возможные негативные последствия. Эти факторы можно объединить в группы риска, среди которых:

агроэкологические риски;

макроэкономические риски на уровне страны (политические, социальные, внешнеторговые, конъюнктурные);

микрориски на уровне отдельных производителей.

Агроэкологические риски могут оказывать влияние на отрасли переработки через сокращение объемов и снижение качества сельскохозяйственного сырья, поступающего на переработку по причине неблагоприятно складывающихся погодно-климатических условий, а также природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. К этой же группе следует отнести и риски в животноводстве (птичий и свиной грипп, африканская чума свиней, коровье бешенство, ящур и др.), и связанный с этим забой большого числа поголовья скота и птицы с последующей утилизацией туш.

Это повлечет за собой снижение объемов выпуска пищевых продуктов и использования производственных мощностей перерабатывающих предприятий, создаст дефицит продовольствия на внутреннем рынке, сокращение или запрет экспорта и нарушение обязательств по экспортным контрактам, увеличение импорта сырья и продовольствия.

Снижение этих рисков требует повышения интенсивности ведения отраслей растениеводства и животноводства (поскольку уровень их развития связан с устойчивостью сельскохозяйственного производства), а также создания и поддержания необходимого объема переходящих запасов сельскохозяйственного сырья и готового продовольствия (зерно, крупа, сухое молоко, животное масло, сыры, консервы и др.), что, в свою очередь, требует наличия необходимых емкостей для их хранения.

Макроэкономические риски связаны с темпами роста российской экономики и доходами населения, тарифно-таможенной, курсовой и внешнеторговой политикой, ужесточением конкуренции на мировом рынке и др. Эти риски можно разделить на внешние и внутренние.

К основным внешним рискам следует отнести торгово-экономические риски, обусловленные либерализацией внешнеэкономической деятельности, расширением в ряде стран масштабов протекционизма, возможностями введения ограничений по мерам аграрной политики, в том числе по внутренней поддержке сельского хозяйства, тарифному квотированию и уровню таможенных пошлин. Эти риски особенно усилятся в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию.

Снижение таких рисков следует связывать с повышением доходов населения, что позволит ему приобретать более дорогую и качественную продукцию.

К этой же группе рисков следует отнести и конкуренцию со стороны Казахстана, Белоруссии, выходящих на внешний рынок самостоятельно и конкурирующих на нем между собой, что не позволяет каждой из этих стран противостоять конкуренции со стороны развитых зарубежных стран. Снижению этого риска будет способствовать быстрейшее достижение согласованности их внешнеторговой политики в рамках Евразийского экономического союза.

Торгово-экономическим риском для реализации Стратегии является сохранение объемов импорта в Россию сырья и готового продовольствия из стран дальнего зарубежья. Мировые цены на продовольствие имеют устойчивую тенденцию роста, что будет вести к повышению расходов на импорт единицы продукции и росту цены на нее на внутреннем рынке.

Среди внутренних макроэкономических рисков наиболее серьезными могут быть социальный, технологический и институциональный риски.

Социальный риск связан с ростом цен на продовольствие, отставанием от них роста душевых доходов населения, снижением его покупательной способности, сохранением высокого разрыва между различными социальными группами населения по экономической доступности продуктов питания.

Увеличение производства сельскохозяйственной продукции, формирование организованных товаропроводящих сетей, создание системы гарантированного доступа потребителей к продовольствию по приемлемым ценам будут способствовать снижению стоимости сельскохозяйственного сырья и цен на продукты питания, а также развитию индустриального производства пищевых продуктов для обеспечения питанием организованных коллективов. Это позволит снизить социальных риск.

К риску технологического характера следует отнести высокую зависимость модернизации перерабатывающих организаций от поставок импортного оборудования. Практически во всех отраслях обновление технологической базы производства опирается преимущественно на импорт технологий, а не на российские разработки.

Изменение политической и торгово-экономической ситуации может стать сдерживающим фактором технического и технологического перевооружения пищевой и перерабатывающей промышленности, отставания страны от развитых стран в уровне технического развития, что особенно опасно в связи с объективной необходимостью перехода на инновационный тип развития.

Институциональный риск выражается в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию агропродовольственного рынка и взаимоотношениям между его хозяйствующими субъектами, в отсутствии необходимого уровня гармонизации российских и международных требований по безопасности продовольствия.

Микрориски на уровне отдельных производителей связаны с невозможностью проведения обновления материально-технической базы для модернизации производства по причине отсутствия необходимых собственных финансовых средств (уровень рентабельности в отдельных отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности составляет около 3 процентов), что не позволяет им внедрять ресурсоэнергосберегающие технологии, достигать необходимой глубины переработки сырья, решать экологические проблемы, связанные с защитой окружающей среды, выходить с конкурентоспособной продукцией на внешний рынок.