Действующий

Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации (с изменениями на 13 января 2017 года)

Развитие товаропроводящей и логистической инфраструктуры агропродовольственного рынка


Современный агропродовольственный рынок характеризуется, с одной стороны, достаточной насыщенностью, соответствующей платежеспособному спросу населения, относительно высокой физической доступностью продовольственных товаров, с другой стороны, неразвитой инфраструктурой рынка, высоким уровнем монополизации и значительным удельным весом импортной пищевой продукции.

Значительную долю в конечной стоимости пищевой продукции составляют затраты на транспортировку, хранение и реализацию, что вызвано недостаточным уровнем развития товаропроводящей и логистической инфраструктуры агропродовольственного рынка.

Минимизация указанных затрат позволит повысить конкурентоспособность продукции отечественных производителей, снизить уровень цен на продукты питания в розничной торговле и повысить потребительский спрос на рынке продовольствия.

Поэтому одним из важнейших направлений развития пищевой и перерабатывающей промышленности является формирование современной товаропроводящей и логистической инфраструктуры агропродовольственного рынка, которая представляет собой совокупность объектов и видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование производственно-хозяйственных связей в сфере обращения пищевой продукции.

Основными задачами формирования и развития товаропроводящей и логистической инфраструктуры агропродовольственного рынка являются:

разработка и совершенствование нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность участников товародвижения на агропродовольственном рынке;

организация оптовых, продовольственных, логистических и оптово-распределительных центров, предусматривающих мощности по первичной переработке, упаковке и хранению продукции;

корректировка существующих и внедрение дифференцированных нормативов минимальной и фактической обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже продовольственных товаров, торговыми объектами местного значения, нестационарными торговыми объектами по продаже продовольственных товаров, нестационарными торговыми объектами по продаже продукции общественного питания, торговыми местами на розничных рынках, на которых осуществляется продажа сельскохозяйственных и продовольственных товаров;

развитие ярмарочной торговли, сельскохозяйственных и универсальных рынков, нестационарной и мобильной торговли, выставочной деятельности, позволяющих обеспечивать сбыт продукции и развитие отечественных товаропроизводителей, в первую очередь малых и средних, а также более полно использовать имеющиеся производственные мощности для продвижения новых видов продукции на внутренний и внешний рынки;

развитие маркетинговой деятельности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, направленной на расширение объемов производства и продаж продукции;

развитие биржевой и электронной форм торговли продовольственными товарами, направленных на снижение транзакционных издержек.

Важной задачей развития товаропроводящей и логистической инфраструктуры агропродовольственного рынка является обеспечение закупок пищевой продукции для государственных и муниципальных нужд.

Поставки продовольствия в учреждения социальной сферы для организации питания отдельных категорий граждан (социальное питание) и для оказания адресной продовольственной помощи уязвимым слоям населения являются перспективным направлением гарантированного сбыта продукции пищевой и перерабатывающей промышленности, обладающим значительным потенциалом увеличения ее потребления.

В соответствии с Концепцией развития внутренней продовольственной помощи государственная помощь населению Российской Федерации в форме прямых поставок продуктов питания заинтересованным лицам или предоставление денежных средств для приобретения ими продовольствия с целью улучшения питания и достижения его сбалансированности с учетом рациональных норм потребления пищевых продуктов признается внутренней продовольственной помощью. Данный вид помощи в соответствии с Соглашением по сельскому хозяйству Всемирной торговой организации освобожден от обязательств по сокращению.

По данным Федеральной службы государственной статистики, за 2013 год численность малоимущих граждан (с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума) составляет 15,5 млн. человек, или 10,8 процента населения России (по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств за 2013 год). Данная категория граждан недостаточно потребляет практически все продукты питания, дефицит потребления молока и молочных продуктов составляет 45,6 процента, яиц - 38,5 процента, рыбы - 33,2 процента, фруктов и ягод - 57,7 процента, овощей - 52,5 процента, картофеля - 45,6 процента.

Дефицит потребления пищевых продуктов малоимущими гражданами в 2013 году оценивается в 5,7 млн. тонн стоимостью более 317 млрд. рублей. Если рассматривать всю численность потребителей в социальном питании (в бюджетных учреждениях образования, здравоохранения, социального обслуживания и др.), а это 32,5 млн. человек, то при полном их охвате по рациональным нормам потребность в пищевых продуктах составит порядка 11 млн. тонн ежегодно стоимостью более 670 млрд. рублей.

Данные объемы потенциально могли бы сформировать дополнительный спрос на продукцию отечественной пищевой и перерабатывающей промышленности.

Формирование и развитие товаропроводящей и логистической инфраструктуры агропродовольственного рынка позволит:

вовлечь предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности в обеспечение системы внутренней продовольственной помощи;

исключить излишние посреднические звенья, выстроить прямые прозрачные связи между местными производителями сельскохозяйственного сырья, предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности и получателями внутренней продовольственной помощи;

усилить контроль качества и безопасности пищевой продукции, поставляемой в систему внутренней продовольственной помощи, в том числе с точки зрения ее происхождения.

В рамках реализации Стратегии планируется создание и развитие логистических, оптово-распределительных центров, объектов переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, число которых увеличится к 2020 году на 16,3 процента (до 49,9 тыс. единиц).

Ввод новых объектов позволит обеспечить к 2020 году достижение результатов, предусмотренных Концепцией развития внутренней продовольственной помощи.