Действующий

О Концепции развития циркового дела в Российской Федерации до 2020 года (с изменениями на 13 декабря 2017 года)

V. Комплекс мер по совершенствованию деятельности Российской государственной цирковой компании

(Раздел в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 2792-р. - См. предыдущую редакцию)

Принимая во внимание исторически сложившуюся централизованную систему управления цирковым делом в России, совершенствование деятельности Российской государственной цирковой компании должно сыграть ключевую роль в развитии всей цирковой отрасли в среднесрочной перспективе.

С 2005 по 2011 год осуществлялись мероприятия по оптимизации структуры Российской государственной цирковой компании, что было связано в том числе с крайне неудовлетворительным экономическим состоянием компании.

Реорганизация проводилась на основе постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2006 года N 453 "О Российской государственной цирковой компании", в соответствии с которым Российская государственная цирковая компания получила статус федерального казенного предприятия, а 78 предприятий, ранее существовавших в различных организационно-правовых формах, стали ее филиалами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 года N 454 "Об утверждении устава федерального казенного предприятия "Российская государственная цирковая компания" был утвержден устав компании.

Эти меры оказали положительное влияние на деятельность крупнейшего субъекта российского циркового дела. Был сохранен единый государственный имущественный комплекс, что позволило избежать угрозы перепрофилирования ряда российских цирков и разрушения цирковой системы. Новый устав, предоставивший гораздо больше прав для экономической деятельности Российской государственной цирковой компании, стимулировал развитие рыночных механизмов организации создания и показа цирковых программ.

Все это способствовало преодолению кризисных явлений и стабилизации деятельности Российской государственной цирковой компании. Однако для динамичного развития и перехода на качественно новый уровень функционирования действующая система управления нуждается в дальнейшей оптимизации.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

повышение эффективности взаимодействия с независимыми прокатчиками цирковых программ, внедрение единого плана проката собственных и независимых цирковых программ, разработка механизма управления единым планом проката на одинаковых финансовых условиях для всех участников этого процесса;

совершенствование организации творческого процесса, повышение качества оказания цирковых услуг, предоставляемых населению, использование современных технологий создания и распространения циркового продукта, налаживание взаимовыгодного сотрудничества как с российскими, так и с зарубежными цирковыми организациями;

повышение эффективности деятельности компании при проведении мероприятий по реконструкции, капитальному ремонту и модернизации имущественного комплекса;

работа по созданию кадрового резерва руководителей, совершенствование работы по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, реализация мер социальной защиты работников;

восстановление работы Центра циркового искусства, Московского художественно-производственного комбината, Питомника экзотических животных;

совершенствование деятельности ключевых департаментов Российской государственной цирковой компании, в том числе отдела организации гастролей, департамента внешнеэкономической деятельности, зооветотдела, а также создание департамента оперативного контроля и управления деятельностью филиалов.

В настоящее время Российская государственная цирковая компания выполняет 4 основные функции:

выполнение функций работодателя для цирковых артистов;

создание новых цирковых произведений (циркового продукта);

распространение циркового продукта;

управление своим имущественным комплексом.

До 2020 года планируется провести следующие структурные изменения.

В рамках Российской государственной цирковой компании необходимо создать несколько функциональных блоков и внести изменения в ее организационную структуру.

В первом блоке предполагаются создание художественного продукта (работа с российскими и зарубежными режиссерами, постановка и производство аттракционов, номеров, цирковых программ, создание костюмов, специального инвентаря, приобретение и дрессура животных и др.) и взаимодействие с артистическим составом. Блок будет сформирован на базе существующих Центра циркового искусства, Московского художественно-производственного комбината, Питомника экзотических животных, а также государственных цирков, имеющих опыт и возможности ведения постановочной работы (постановочных цирков) при тесном сотрудничестве с Государственным училищем циркового и эстрадного искусства.

Во втором блоке предполагается сосредоточить все функции, связанные с распространением художественного продукта на основе современных принципов организации гастролей. Российская государственная цирковая компания может выполнять функции продюсера цирковых программ либо вступать в договорные отношения с независимыми продюсерами.

Развитие института циркового продюсерства будет способствовать развитию конкуренции, даст возможность выбирать программы, уровень, качество, цена и жанр которых соответствуют предпочтениям конкретной зрительской аудитории.

Отдельным функциональным подразделением в структуре Российской государственной цирковой компании должно стать цирковое артистическое агентство для штатных артистов. При этом по мере развития рыночных механизмов организации циркового дела должны появиться и иные (в том числе независимые) артистические агентства, защищающие интересы цирковых артистов и существующие за счет отчислений части доходов от проката программ.

С учетом доминирующей роли Российской государственной цирковой компании в развитии всей цирковой системы эти меры позволят обеспечить методичное, системное преобразование устаревшей формы организации циркового дела - переход от избыточной централизации к обновленной форме с оптимальным сочетанием рыночных механизмов и государственного регулирования. При этом будет обеспечено сохранение и развитие имущественного комплекса государственных цирков, исключена возможность их перепрофилирования, а также сохранится государственный заказ цирковых произведений необходимых форм и жанров.

В результате эффективного функционирования и взаимодействия указанных блоков предполагается разработка механизмов, которые позволят:

устранить жанровые диспропорции в цирковом конвейере;

повысить уровень исполнительского мастерства артистов;