Цирк является одним из самых демократичных культурных институтов, ориентированных на организацию семейного отдыха с детьми. Это место демонстрации безграничных возможностей человека, его физической красоты, смелости и отваги.
Цирковое искусство по сравнению с иными видами искусства отличается интегрированностью жанров, постоянной работой на их стыке, что позволяет аккумулировать достижения многих смежных видов искусства. Ни один другой вид искусства не представляет в единой программе номера столь различного жанрового происхождения, смысловой нагрузки и стилистики подачи.
На современном этапе российский цирк, долгие годы занимавший лидирующие позиции на мировой арене, сталкивается в своей творческой деятельности с рядом трудностей.
К числу основных проблем, связанных с творческим развитием цирков, относятся:
отсутствие новых направлений циркового искусства, качественно новых программ, соответствующих запросам современных зрителей;
снижение художественного уровня цирковых представлений;
наличие диспропорций в структуре циркового репертуара, постепенное исчезновение популярных у зрителей жанров (клоунады и др.).
Основным направлением дальнейшего творческого развития российской цирковой системы должно стать создание качественно новых цирковых программ и спектаклей с использованием возможностей смежных видов искусств (театра, кино, эстрады и др.) и применением современных технологий. Это комплексные шоу, основанные на цирковых номерах разных жанров, сведенных с учетом единой композиции, стилистики и смысловой нагрузки. Подобные цирковые программы обеспечиваются современным световым и музыкальным сопровождением, спецэффектами.
Одним из важных направлений развития современного циркового искусства должны стать сюжетно-тематические спектакли на основе специально созданных драматургических произведений. Такие постановки не всегда имеют успех у массового зрителя. Однако наличие в цирке права на эксперимент является чрезвычайно важным для развития циркового искусства в целом.
Номера с животными как одна из отличительных особенностей отечественного циркового искусства должны оставаться значимым элементом цирковых программ. При этом современные мировые тенденции развития взаимоотношений человека и животного предполагают применение в цирке только методов гуманной дрессуры. Цирковые трюки в номерах с животными должны быть основаны на игре, зрелищном показе красоты животного.
Эффективным инструментом повышения художественного уровня цирковых представлений является сохранение и развитие цирковых конкурсов и фестивалей, особенно международных. Необходимо проведение планомерной работы по подготовке номеров для участия в престижных международных конкурсах и фестивалях с последующим их показом на цирковых площадках страны.
Повышение художественного уровня цирковых представлений требует иного качества организации творческо-постановочной работы и, в частности, принципиально нового уровня деятельности Центра циркового искусства, являющегося сегодня составной частью Российской государственной цирковой компании. Более активно нужно привлекать режиссеров и других специалистов из смежных видов искусств и при необходимости из-за рубежа, использовать возможности создания совместных с ведущими зарубежными цирками программ.
Расширение жанрового разнообразия циркового репертуара, устранение существующих диспропорций потребует в том числе целенаправленной государственной поддержки цирковой драматургии.
Мощным импульсом для развития цирковой драматургии могут стать конкурсы драматургов и авторов литературных произведений, предназначенных для воплощения на арене цирка.
Принятие решений о создании новых цирковых программ, аттракционов и номеров должно основываться на результатах открытого конкурсного рассмотрения творческих заявок с учетом современных тенденций развития цирка, результатов социологических опросов публики, необходимости расширения жанрового разнообразия циркового предложения.
При этом государственную поддержку должны получать в первую очередь технологически сложные экспериментальные программы, затраты на которые не смогут быть компенсированы доходами от их проката.
За время многолетней работы отечественного цирка был выработан конвейерный принцип использования цирковых номеров и программ. Лежащее в основе конвейера объединение творческого состава под единым управлением сыграло важную положительную роль в развитии циркового искусства в нашей стране и к концу XX века стало все шире распространяться в мировом цирковом пространстве.
Вместе с тем существующие сегодня механизмы организации циркового конвейера отрицательно сказываются на художественном уровне цирковых программ, становятся тормозом творческого и экономического развития цирковой системы России.
Серьезные сложности в работе циркового конвейера вызваны социально-экономическими изменениями конца 80-х - начала 90-х годов. В этот период количество стационарных цирков страны уменьшилось на 35 единиц, а число артистов осталось неизменным. Несмотря на меры, принимаемые для оптимизации численности и структуры циркового конвейера, эта работа еще далека от своего завершения. Имеющийся творческий состав используется недостаточно эффективно. Ежегодно значительное количество номеров находятся в вынужденном простое, внушительные средства тратятся на бесконечные и нецелесообразные переезды артистов из одного конца страны в другой.
Данные отраслевой статистики свидетельствуют, что за 1996-2009 годы число цирковых представлений сократилось с 11669 до 7832 (в 1,49 раза), а количество посетивших их зрителей - с 11,5 млн. человек до 7 млн. человек (в 1,64 раза). Указанные данные не учитывают деятельность частных цирков, совместные и обменные гастроли. В этой связи необходимо совершенствование существующих и создание новых форм статистической отчетности, содержащих сведения о деятельности цирков.
Тем не менее приведенные данные отражают общую тенденцию снижения показателей деятельности российских цирков. Именно поэтому необходимо постепенное изменение системы распространения циркового продукта с использованием рыночных механизмов и с учетом затрат на создание цирковых программ, спроса на них и других факторов. При этом должны активно применяться современные методы и инструменты менеджмента и маркетинга. Внедрение таких инструментов обеспечит модернизацию конвейерного принципа, позволяющего определить срок эксплуатации номеров и программ, исходя из соображений спроса и экономической целесообразности.
Важнейшей задачей на данном этапе становится нахождение оптимального баланса между созданием новых, в том числе экспериментальных, форм и использованием рыночных механизмов распространения циркового продукта. При разработке новых принципов проката принимаются во внимание различия в стоимости циркового продукта для конкретной территории, учитывая уровень доходов населения, сложившиеся культурные потребности и традиции, насыщенность культурной среды и другие факторы.
При этом по мере развития рыночных механизмов распространения циркового продукта необходимо достичь самоокупаемости проката программ. Государственная поддержка должна оказываться строго на адресной основе для продвижения экспериментальных программ, показа программ в труднодоступных или отдаленных территориях, а также в дотационных регионах.
Важнейшим направлением совершенствования циркового дела является развитие международного сотрудничества в области распространения цирковых произведений, в том числе:
активизация зарубежной гастрольной деятельности российских цирков;
прокат программ зарубежных цирков на территории России - при наличии технических и финансовых возможностей;
организация совместных и обменных гастролей российских и зарубежных цирков.