Действующий

О введении в действие руководства по учету вооружения, техники, имущества и других материальных средств в Вооруженных Силах СССР (с изменениями на 23 августа 1997 года)

Глава II. Порядок составления, оформления и ведения учетных документов

14. Учетный документ - документ, содержащий в зафиксированном виде информацию, оформленную в установленном настоящим Руководством порядке, имеющий в соответствии с действующим законодательством правовое значение.

Учетные документы в зависимости от их назначения подразделяются на первичные документы, книги и карточки учета, документы вспомогательного характера.

Первичные учетные документы - накладные, наряды, чековые требования, раздаточно-сдаточные ведомости, акты, квитанции, путевые, рабочие, производственные и раздаточные листы, аттестаты - служат для оформления операций, связанных с движением и изменением качественного (технического) состояния материальных средств, и являются основанием для записей учетных данных в книгах и карточках учета.

В книгах и карточках учета отражаются наличие, движение и качественное (техническое) состояние материальных средств за определенный период по подразделениям (частям), складам, мастерским, другим объектам войскового (корабельного) хозяйства и в целом за воинскую часть (соединение).

Учетные документы вспомогательного характера - сводные и иные ведомости (кроме раздаточно-сдаточных), доверенности, сопроводительные и упаковочные листы, листы отпуска горячей пищи, раскладки, стеллажные ярлыки, описи материальных средств, извещения, донесения, подтверждения - способствуют выполнению операций, связанных с движением и изменением качественного (технического) состояния материальных средств.

Основными частями учетного документа являются: заголовочная часть; содержательная часть; оформляющая часть.

Заголовочная часть должна содержать реквизиты*, дающие полное и четкое представление о виде и характере документа.

________________

* Реквизит - информационный элемент документа. Различаются постоянные и переменные реквизиты. Постоянные реквизиты наносятся при изготовлении бланка документа, а переменные - фиксируются на бланке документа в процессе его заполнения.


Содержательная часть документа может быть оформлена в виде таблицы или изложена текстом. Табличная содержательная часть документа обычно включает заголовок таблицы, заголовки граф и заголовки строк (реквизиты-признаки), графы и строки. Клетки, образуемые пересечением строк и граф таблицы в процессе оформления документа, заполняются реквизитами-основаниями.

Оформляющая часть документа обычно содержит: даты составления, подписи и утверждения документа; наименования должностей лиц, подписавших документ; личные подписи и их расшифровку; соответствующие печати (на документах, где они предусмотрены). При необходимости указывается номер доверенности получателя.

15. При составлении и оформлении первичных учетных документов соблюдаются следующие правила:

а) в заголовочной части документа обязательно указываются: его номер; основание (цель) и дата операции, связанное с движением и изменением качественного (технического) состояния материальных средств; наименование службы, выдавшей документ; грузоотправитель (сдатчик) и грузополучатель (приемщик); срок действия документа;

б) в содержательной части документа обычно показываются: номер по порядку; наименование материальных средств; код номенклатуры; единица измерения; количество материальных средств. При необходимости, кроме того, указываются: категория, сорт, заводской номер, цена единицы и сумма стоимости материальных средств, а также иные данные, предусмотренные конкретной формой документа. В конце содержательной части документа пишется "Итого наименований" и прописью указывается их количество. Строки и графы, оставшиеся свободными до подведения итога, обязательно перечеркиваются так, чтобы между текстом и подписями должностных лиц нельзя было что-либо вписать;

в) документ подписывается соответствующим начальником и другими должностными лицами. Подпись начальника заверяется: на документах, предназначенных для отправки из воинской части (соединения), - мастичной гербовой печатью воинской части (соединения); на документах, предназначенных для обращения внутри воинской части (соединения), - мастичной печатью "Для внутренних хозяйственных документов" воинской части (соединения);

г) документ считается исполненным, если указанные в нем операции выполнены, хотя бы и не в полном объеме. На дополучение (довыдачу) или досдачу материальных средств составляется новый документ;

д) документы, составляемые в двух и более экземплярах, заполняются через копировальную бумагу печатающим устройством или химическим карандашом (шариковой ручкой, копировальным пером);

е) все первичные документы (кроме чековых требований и аттестатов), составляемые в службе, регистрируются в книге учета (форма 25), порядковый номер регистрации является номером документа. Если документ состоит из нескольких листов, то его номер указывается на каждом листе документа. При наличии приложений к основному документу на всех их листах тоже ставится его номер. Реквизит-основание "Регистрационный номер" записывается только на входящих документах.

По документам, не подписанным правомочными должностными лицами, не зарегистрированным в книге учета (форма 25) и не имеющим печати (где она предусмотрена), производить операции, связанные с движением и изменением качественного (технического) состояния материальных средств, категорически запрещается.

16. Исполненные первичные документы после записи в книгах (карточках) учета склада произведенных по ним операций, связанных с движением и изменением качественного (технического) состояния материальных средств, в конце рабочего дня сдаются в соответствующую службу воинской части (соединения) под расписку в книге учета (форма 25). В службу принимаются полностью оформленные документы. Документ без подписей получателя и сдатчика материальных средств считается недействительным.

17. При ведении учета вручную в службе воинской части (соединения) на всех исполненных первичных документах делаются отметки о записи в книгах (карточках) учета о произведенных операциях, связанных с движением или изменением качественного (технического) состояния материальных средств. В отметке указываются номер книги (карточки) учета и страница, на которой записана учетная операция. При наличии в документе нескольких наименований материальных средств отметка производится по каждому наименованию. Для отметок используется графа реквизита "Примечание" или чистое поле документа.

При учете материальных средств с использованием вычислительной техники на всех исполненных первичных документах в вычислительном пункте (центре) делаются отметки с указанием даты их обработки, фамилий исполнителей и мест хранения информации.

18. При оформлении и ведении книг и карточек учета соблюдаются следующие правила:

а) в каждой книге учета листы нумеруются, прошнуровываются, скрепляются мастичной печатью "Для пакетов" воинской части (соединения). Количество листов удостоверяется подписями: в книгах учета, ведущихся в подразделениях, - командиров подразделений; в книгах учета, ведущихся на складах и других объектах войскового (корабельного) хозяйства, а также на складе, в мастерской, в службах воинской части (соединения), - начальников соответствующих служб.

В книге учета для каждого наименования материальных средств в зависимости от частоты записей отводится определенное количество страниц. Очередность записи наименований должна соответствовать последовательности, предусмотренной формами донесений и отчетов. В начале книги учета показывается ее содержание, в котором последовательно отражаются наименования материальных средств и номера страниц, отводимых для них;

б) карточка учета составляется на одно наименование материальных средств*. Правильность оформления карточки учета удостоверяется подписью начальника соответствующей службы. Подпись заверяется мастичной печатью "Для внутренних хозяйственных документов" воинской части (соединения);

________________

* Кроме карточки (форма 45), которая составляется на несколько наименований материальных средств.