(В редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 года N 1652-р. - См. предыдущую редакцию)
Основными направлениями государственной политики по управлению земельным фондом являются:
совершенствование порядка определения правового режима земельных участков путем исключения из земельного законодательства принципа деления земель по целевому назначению на категории;
совершенствование порядка предоставления земельных участков гражданам и организациям;
обеспечение гарантий прав на землю и защита прав и законных интересов собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;
совершенствование порядка образования земельных участков;
совершенствование государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля;
совершенствование порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
совершенствование порядка изъятия земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием, включая уточнение оснований для такого изъятия, а также полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении мероприятий, связанных с изъятием;
уточнение порядка установления ограничений прав собственности на земельный участок без изъятия земельного участка, а также прав ограниченного пользования чужим земельным участком (далее сервитут) для обеспечения размещения линейных объектов и объектов, связанных с пользованием недрами, имеющих государственное или муниципальное значение;
развитие государственного мониторинга земель;
совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении государственной политики по управлению земельным фондом, а также порядка предоставления государственных услуг в области земельных отношений;
установление механизмов защиты сельскохозяйственных земель от выбытия из сельскохозяйственного оборота;
совершенствование оборота сельскохозяйственных земель;
совершенствование землеустройства.
Совершенствование порядка определения правового режима земельных участков путем исключения из земельного законодательства принципа деления земель по целевому назначению на категории предусматривает в том числе:
определение правового режима земельных участков на основании видов разрешенного использования в соответствии с документами территориального планирования, в том числе создание классификатора видов разрешенного использования земельных участков;
обеспечение защиты от произвольного и (или) необоснованного изменения видов разрешенного использования земельных участков при осуществлении территориального зонирования, в том числе обеспечение сохранения особо ценных земель;
установление допустимого соотношения между основными и вспомогательными видами разрешенного использования земельных участков;
установление порядка определения видов разрешенного использования земельных участков при отсутствии документов территориального планирования.
Совершенствование порядка предоставления земельных участков гражданам и организациям предусматривает в том числе:
предоставление земельных участков на торгах, проводимых в общем порядке в виде открытых аукционов;
установление перечня случаев льготного предоставления земельных участков (без торгов, по льготной цене или бесплатно и др.), в том числе с учетом необходимости поддержки развития отраслей экономики, социальной поддержки населения, включая повышение уровня жизни сельского населения и коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также обеспечения обороны и безопасности государства, сохранения природы и объектов культурного наследия;
совершенствование порядка передачи земельных участков с одного уровня публичной власти на другой в целях рационального управления землями, в том числе муниципальным образованиям для обеспечения их развития.
Обеспечение гарантий прав на землю и защита прав и законных интересов собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков предусматривают в том числе:
уточнение перечня вещных прав на земельные участки, подлежащих государственной регистрации;
совершенствование порядка применения приобретательной давности в качестве основания для возникновения права собственности, обеспечение дополнительной защиты для собственников земельных участков, права которых были зарегистрированы;
установление возможности предъявления собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков требований об их выкупе или возмещении убытков в случае ограничений использования земельных участков в связи с установлением охранных и санитарно-защитных зон;