Целями подпрограммы являются формирование благоприятной рыночной среды для стимулирования использования угля внутри страны и привлечение инвестиций в развитие транспортной и портовой инфраструктуры для увеличения экспорта угля.
Основные мероприятия данной подпрограммы реализуются по следующим направлениям:
совершенствование нормативной правовой базы для стимулирования использования угля на внутреннем рынке топливно-энергетических ресурсов;
развитие железнодорожной и портовой инфраструктуры для диверсификации направлений поставки угольных грузов внутри страны и для увеличения полноты использования экспортного потенциала угольных компаний;
повышение конкурентоспособности угольной продукции за счет использования внутренних резервов угольных компаний.
Мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы должны обеспечить снижение доли транспортных затрат в цене угля, способствовать улучшению позиции угля в межтопливной конкуренции в электроэнергетике, в том числе за счет увеличения потребления качественного угля и продукции с высокой добавленной стоимостью. Мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы предусматривают:
совершенствование действующей системы учета запасов угля в части обеспечения ее полного соответствия требованиям международных систем учета запасов;
стимулирование перехода угольных компаний на международные стандарты финансовой отчетности и использование методов, обеспечивающих большую прозрачность угольного бизнеса;
создание системы экономических и правовых стимулов, обеспечивающих высокие темпы развития рынка сервисных услуг ("аутсорсинг") - для обслуживания основного бизнеса угледобывающих компаний;
совершенствование системы тарифного регулирования железнодорожных перевозок угля в соответствии с мероприятиями по реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте (постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 года N 384) с учетом создания условий для устойчивости, безопасности функционирования и динамичного развития железнодорожного транспорта общего пользования при обеспечении баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услугами;
стимулирование практики заключения долгосрочных контрактов на поставку угля и угольной продукции на внутреннем рынке;
создание и использование биржевых индексов для повышения объективности ценообразования в торговле углем на внутреннем рынке и организации биржевой торговли угольным топливом;
разработку дополнений к нормативным требованиям по обязательному применению калорийного эквивалента при оценке качества произведенной продукции;
содействие межтопливной конкуренции угля с газом для обеспечения не менее 2-кратного превышения цен на природный газ по сравнению с ценами на уголь;
организацию схемы экспортного финансирования поставок российского угля в КНР с использованием ресурсов китайских банков;
стимулирование последовательного замещения экибастузского угля кузнецким углем на тепловых электростанциях Урала и Западной Сибири;
стимулирование промышленного извлечения метана из угольных месторождений и его использование в экономике страны;
стимулирование развития глубокой переработки угля (полукоксование, газификация, синтетическое жидкое топливо), в том числе путем предоставления налоговых льгот на проектный срок окупаемости инвестиций.
Мероприятия по развитию железнодорожной и портовой инфраструктуры должны обеспечить укрепление позиций России на внешнем рынке и дальнейшее развитие сложившихся в последнее десятилетие тенденций по увеличению физических объемов экспорта и достижению паритета в объемах поставки угля на атлантический и азиатско-тихоокеанский рынки к 2030 году. При этом предполагается создание условий для опережающего роста объемов экспорта на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона по отношению к экспорту в европейские страны, где прогнозируется стабилизация и даже сокращение спроса на уголь.
Мероприятия по развитию портовой инфраструктуры предусматривают:
комплексное развитие Мурманского транспортного узла с планируемым в 2012-2015 годах строительством угольного терминала мощностью 20 млн. тонн;
развитие транспортного узла "Восточный - Находка", включая строительство нового угольного терминала мощностью 20 млн. т/год и завершение строительства третьей очереди существующего угольного терминала на 6 млн. т/год;
создание сухогрузного района морского порта Тамань;
строительство и реконструкция объектов федеральной собственности, а также объектов инфраструктуры в морском порту Ванино с доведением его грузооборота до 26,4 млн. т/год;
реконструкцию причалов N 5-7 и подходного канала для развития угольного комплекса в порту Высоцк;
строительство морского угольного терминала в районе мыса Изыльметьево.
Мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры предусматривают:
увеличение пропускной способности железных дорог в направлениях Кузбасс - Урал - порты Балтийского, Баренцева, Японского морей и Азово-Черноморского бассейна;