Недействующий

О Долгосрочной программе развития угольной промышленности России на период до 2030 года (утратило силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 N 1099-р)

Паспорт Долгосрочной программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года

Наименование Программы

-

Долгосрочная программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года

Основание для разработки Программы

-

протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 24 июня 2010 года N ВП-П9-35пр (г.Новокузнецк), протокол заседания Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2011 года N 12

Ответственный исполнитель Программы

-

Министерство энергетики Российской Федерации

Соисполнители Программы

-

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Ростехнадзор

Подпрограммы Программы

-

"Развитие сырьевой базы угольной промышленности и рациональное недропользование";

"Развитие производственного потенциала существующих мощностей по добыче и переработке угля и освоение новых угольных месторождений";

"Завершение реструктуризации угольной промышленности";

"Развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций России на мировом рынке угля";

"Обеспечение технологического развития отрасли и укрепление научно-технической базы компаний и научных центров";

"Обеспечение промышленной и экологической безопасности, охраны труда в угольной отрасли";

"Развитие трудовых отношений и корпоративной социальной ответственности угольных компаний";

"Совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для угольной промышленности"

Программно-целевые инструменты Программы

-

стимулирование создания необходимой для развития рынков российского угля транспортной и портовой инфраструктуры за счет софинансирования соответствующих проектов и региональных программ;

стимулирование потребления высококачественных энергетических углей в отечественной электро- и теплоэнергетике, в том числе за счет разработки новых технических стандартов на угольную продукцию;

стимулирование реализации энергосберегающих проектов в угольных компаниях за счет применения экономических механизмов, предусматриваемых государственной программой Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года", стимулирование инвестиционных вложений в создание новых центров угледобычи и модернизацию действующих производств по добыче и комплексной переработке угля с привлечением механизмов налогового стимулирования (на региональном уровне) и предоставление государственных гарантий под привлекаемые кредиты;

финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области совершенствования технико-технологических решений при добыче, обогащении, переработке и комплексном использовании угля, научного обеспечения деятельности организаций угольной промышленности;

финансирование образовательной деятельности в сфере горного дела;

финансирование мероприятий по информационно-аналитическому обеспечению деятельности организаций угольной промышленности и совершенствованию отраслевой информационной системы;

создание системы мониторинга реализации Программы (в том числе с использованием механизма индикативного планирования);

организация и определение конкретных форм государственно-частного партнерства при реализации основных мероприятий Программы

Проекты государственных программ, в которые включаются мероприятия Программы

-

"Воспроизводство и использование природных ресурсов";

-

"Энергоэффективность и развитие энергетики";

"Развитие транспортной системы";

"Региональная политика и федеративные отношения";

"Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";

"Развитие науки и технологий";

"Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах";

"Развитие здравоохранения";

"Содействие занятости населения";

"Охрана окружающей среды"

Цель Программы

-

реализация потенциальных конкурентных преимуществ российских угольных компаний в рамках осуществления долгосрочной государственной энергетической политики и перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны

Задачи Программы

-

развитие сырьевой базы угольной промышленности и рациональное недропользование;

развитие производственного потенциала существующих мощностей по добыче и переработке угля и освоение новых угольных месторождений;

завершение реструктуризации угольной промышленности;

развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций России на мировом рынке угля;

обеспечение технологического развития отрасли и укрепление научно-технической базы компаний и научных центров;

обеспечение промышленной и экологической безопасности, охраны труда в угольной отрасли; развитие трудовых отношений и корпоративной социальной ответственности угольных компаний;

совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для угольной промышленности

Целевые индикаторы и показатели Программы

-

последовательная модернизация и обновление производственных мощностей по добыче угля:

25 процентов мощностей - на первом этапе;

50 процентов - на втором этапе;

100 процентов - на третьем этапе;

увеличение производительности труда в отрасли в 1,3 раза к 2015 году, в 2,4 раза к 2020 году и в 5 раз к 2030 году;

повышение конкурентоспособности угольных компаний (в том числе рост рентабельности активов от 8 до 25 процентов);

повышение (не менее чем в 2-3 раза по основному кругу показателей) уровня промышленной и экологической безопасности в отрасли;

увеличение примерно в 1,5 раза объема поступлений в бюджет (недропользование, налоги, в ценах 2010 года)

Этапы и сроки реализации Программы

-

2011-2030 годы, в том числе:

первый этап - 2011-2015 годы;

второй этап - 2016-2020 годы;

третий этап - 2021-2030 годы

Объем финансирования Программы

-

общий объем финансирования - 3694,3 млрд. рублей, в том числе - 250,7 млрд. рублей за счет бюджетных средств:

из них по государственным программам: "Воспроизводство и использование природных ресурсов" - 25,2 млрд. рублей, из них - 6,3 млрд. рублей за счет бюджетных средств;

"Энергоэффективность и развитие энергетики" - 2266,7 млрд. рублей, из них - 35,5 млрд. рублей за счет бюджетных средств;

"Развитие транспортной системы" - 1258,1 млрд. рублей, из них - 195,5 млрд. рублей за счет бюджетных средств, в том числе 57,6 млрд. рублей за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации;

"Региональная политика и федеративные отношения" - затраты на реализацию мероприятий не предусмотрены;

"Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" - затраты на реализацию мероприятий не предусмотрены;

"Развитие науки и технологий" - 0,3 млрд. рублей (бюджетные средства не предусмотрены);

"Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" - 0,6 млрд. рублей, из них - 0,6 млрд. рублей за счет бюджетных средств;

"Развитие здравоохранения" - 0,02 млрд. рублей (бюджетные средства не предусмотрены);

"Содействие занятости населения" - 0,35 млрд. рублей (бюджетные средства не предусмотрены);

"Охрана окружающей среды" - 143,1 млрд. рублей, из них - 12,8 млрд. рублей за счет бюджетных средств

Объемы бюджетных ассигнований Программы

-

объем бюджетных ассигнований - 250,7 млрд. рублей,

из них:

на завершение реструктуризации угольной промышленности - 31,1 млрд. рублей;

на развитие транспортной инфраструктуры - 195,5 млрд. рублей, из них за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации - 57,6 млрд. рублей; на предотвращение чрезвычайных ситуаций и проведение природоохранных мероприятий в угольной промышленности - 12,8 млрд. рублей

Объем внебюджетных средств

-

объем внебюджетных средств - 3443,6 млрд. рублей,

в том числе:

инвестиции в основной капитал - 3253,6 млрд. рублей (оценка инвестиций в основной капитал частными инвесторами сделана в предположении, что отдельными угольными компаниями в установленном порядке будут оформлены права на государственные гарантии по займам или предоставление налоговых льгот (на региональном уровне), в противном случае объем инвестиций в основной капитал может оказаться существенно ниже);

средства угольных компаний, кроме инвестиций в основной капитал - 1,2 млрд. рублей;

средства ликвидационных фондов, формируемые недропользователями, - 118,8 млрд. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

в результате реализации мероприятий (проектов) Программы на принципах государственно-частного партнерства предполагается в том числе обеспечить:

увеличение среднегодового прироста объема запасов угля до 530 млн. тонн, в том числе коксующегося - до 105 млн. тонн; введение за весь период 505 млн. тонн новых и модернизированных мощностей по добыче угля при выбытии 375 млн. тонн мощностей неперспективных и убыточных предприятий и сокращении уровня износа основных фондов с 70-75 процентов до 20 процентов;

рост поставок российского угля для электроэнергетики на внутреннем рынке с 68 до 90 млн. тонн условного топлива в год при увеличении доли экспорта в поставках угольной продукции с 38,5 процента до 43-44 процентов и объема мощностей угольных терминалов портов России с 69 до 190 млн. тонн;

снижение не менее чем в 1,5 раза энергоемкости добычи и переработки угля;

доведение годового объема добычи шахтного метана до 35-50 млрд.куб. метров, объема переработки угля для производства синтетического жидкого топлива и сопутствующих продуктов - до 15-17 млн. тонн, доли комплексного использования отходов угольного производства - до 45 процентов;

снижение аварийности и травматизма не менее чем на 30 процентов; доведение уровня рекультивации земель до 100 процентов величины годового нарушения;

прирост поступлений в федеральный бюджет от организаций угольной отрасли, составляющий 1706,6 млрд. рублей