Действующий

О регистрации и изменении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 29 декабря 2011 года N АС-4-3/22569@

О регистрации и изменении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков

____________________________________________________________________

В дополнение к настоящему письму см. письмо ФНС России от 13 января 2012 года N АС-4-2/135@; письмо ФНС России от 05.03.2012 N ЕД-4-3/3585@; письмо ФНС России от 12.04.2012 N ЕД-4-3/6166@.    

____________________________________________________________________     


В связи с предстоящим вступлением в силу Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков" (далее - Закон N 321-ФЗ) Федеральная налоговая служба сообщает следующее.

Для регистрации или изменения договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы представляет в налоговый орган по месту нахождения организации - ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) заявление о регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков и иные документы, предусмотренные пунктом 6 статьи 25_3 или пунктом 5 статьи 25_4 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 321-ФЗ) (далее - Кодекс).

Указанные документы могут быть представлены ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков в налоговый орган лично или направлены почтовым отправлением.

Если документы представлены лично ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, должностное лицо налогового органа на копии описи, прилагаемой к документам, проставляет отметку с указанием даты приема документов.

Проверка представленных документов осуществляется налоговым органом в течение одного месяца (при регистрации договора) и 10 дней (при изменении договора) со дня их представления в налоговый орган с использованием информационных ресурсов налоговых органов (в том числе ресурсов федерального уровня, например, ЕГРН), информации, полученной из общедоступных источников, и сведений, поступивших от территориальных налоговых органов.

Обстоятельства, при которых налоговый орган вправе отказать в регистрации и изменении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, установлены в пункте 11 статьи 25_3 и пункте 7 статьи 25_4 Кодекса.

Отказ в регистрации и изменении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков допускается в случае подписания документов не уполномоченными на это лицами, нарушения срока и полноты представления в налоговый орган документов для регистрации или изменения договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, невыполнения условий, предусмотренных статьей 25_2 Кодекса, в отношении хотя бы одного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

В этой связи, налоговый орган обязан проверить своевременность представления документов ответственным участником консолидированный группы налогоплательщиков. Сроки представления указанных документов установлены пунктом 7 статьи 25_3 Кодекса и пунктом 3 статьи 3 Закона N 321-ФЗ (при регистрации договора) и пунктом 4 статьи 25_4 Кодекса (при изменении договора).

Кроме того, необходимо проверить соответствие объема, представленных документов, обязательному перечню, установленному в пункте 6 статьи 25_3 или пункте 5 статьи 25_4 Кодекса.

Следует учитывать, что все представленные документы должны быть заверены ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков.

В соответствии с пунктом 3 статьи 25_3 Кодекса к правоотношениям, основанным на договоре о создании консолидированной группы налогоплательщиков, применяется законодательство о налогах и сборах, а в части, не урегулированной законодательством о налогах и сборах, - гражданское законодательство Российской Федерации.

Из пункта 1 статьи 26 Кодекса следует, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя.

Пунктом 1 статьи 27 Кодекса установлено, что законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (п.3 ст.29 Кодекса).

Таким образом, представителям организаций необходимо обладать соответствующими полномочиями для того, чтобы на законных основаниях подписать договор о создании консолидированной группы и указанные полномочия должны быть подтверждены документально.

Кроме того, налоговый орган обязан проверить соответствие организаций - сторон договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков условиям, предусмотренным статьей 25_2 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 25_2 Кодекса консолидированная группа налогоплательщиков может быть создана организациями при условии, что одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций и доля такого участия в каждой такой организации составляет не менее 90 процентов. При этом создавать консолидированную группу налогоплательщиков имеют право только российские организации (п.1 ст.25_2 Кодекса).

Соблюдение данных условий может подтверждаться выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, копиями учредительных документов, выпиской из реестров владельцев ценных бумаг, расчетом доли непосредственного и (или) косвенного участия, представляемого в налоговый орган ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков.

Кроме того, организация - сторона договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков должна соответствовать ряду условий, перечисленных в пункте 3 статьи 25_2 Кодекса.

Так, указанная организация не должна находиться в процессе реорганизации или ликвидации и в отношении ее не должно быть возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

Соблюдение данных требований подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц; справкой, составленной участником создаваемой консолидированной группы налогоплательщиков.

Кроме того, соблюдение указанных условий может быть проверено путем направления письменного запроса в территориальные налоговые органы по месту нахождения участников создаваемой консолидированной группы налогоплательщиков.

Помимо этого размер чистых активов указанной организации, рассчитанный на основании бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговый орган документов для регистрации договора о создании (изменении) консолидированной группы налогоплательщиков, превышает размер ее уставного (складочного) капитала.

Указанное условие подтверждается расчетом, составленным каждым участником создаваемой консолидированной группы налогоплательщиков на основании бухгалтерской отчетности с учетом требований законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете. При этом в соответствии с разъяснениями Минфина России, изложенными в письме от 16.12.2011 N 03-03-10/118 (далее - Письмо Минфина от 16.12.2011), выполнение условия, подтверждающего превышение размера чистых активов организации размера ее уставного (складочного) капитала, определяется для консолидированной группы налогоплательщиков, создаваемой с 1 января 2012 года, на основании бухгалтерской отчетности на 31 декабря 2011 года.