Структура перевозок скоропортящихся грузов (СПГ) железнодорожным транспортом в 2010 году
Вид перевозки | Объем перевозок, т | В т.ч. контейнеры | |
т | % | ||
Внутрироссийские | 5143464 | 798915 | 15,5 |
Экспорт | 325502 | 2373 | 0,7 |
Импорт | 1229098 | 75547 | 6,1 |
Транзит | 517839 | 279364 | 53,9 |
Итого | 7215903 | 1156199 | 16 |
По данным Федеральной таможенной службы, объем импорта продовольственных товаров в Россию составляет около 7 млн т в год.
Большая часть импортного объема продовольственных грузов доставляется в Россию морским транспортом. Доля морского транспорта в перевозках рефрижераторных грузов составляет около 75%.
В международной структуре морских перевозок скоропортящихся грузов (СПГ) доля рефрижераторных судов составляет 35%, а остальное приходится на долю крупнотоннажных рефконтейнеров (КРК).
Примерно 50% доставляемых в российские порты СПГ в рефконтейнерах отправляется далее автомобильным или железнодорожным транспортом без перегруза. Другая половина перегружается на автомобили, в железнодорожные рефрижераторные вагоны и вагоны-термосы.
Основными маршрутами перевозок являются внутренние перевозки на маршрутах Санкт-Петербург - Сибирь и Владивосток - Центр.
В транзитном сообщении перевозки КРК осуществляются из портов Балтии в Центральную Азию.
Устойчивое развитие получают импортные перевозки СПГ из Китая и транзитные перевозки на направлении страны АТР - Западная Европа, объем перевозок которых уже сейчас превышает 10 млн т в год.
Рефконтейнеры широко распространены в мире; они мобильны и способны транспортироваться железнодорожным, автомобильным и водным транспортом.
Доминирующим типоразмером является 40-футовый контейнер повышенного объема (high cube container), на долю которого приходится 90% мирового производства контейнеров.
За счет снижения себестоимости производства КРК становится все более доступным средством для перевозки скоропортящихся грузов. Сегодня грузовместимость рефрижераторных контейнеров на контейнеровозах уже в 2 раза превышает грузовместимость рефрижераторных судов, а грузовместимость мирового парка рефконтейнеров в 4 раза больше грузовместимости всего рефрижераторного флота.