Действующий

Концепция комплексного развития контейнерного бизнеса в холдинге "РЖД"

6.2. Оценка перспектив развития рынка перевозок грузов в контейнерах в России


Российский контейнерный рынок в докризисный период развивался очень активно, с превышением мировых темпов роста. Так, среднегодовой темп прироста грузооборота контейнерных грузов в мире за период 2003-2007 годов составил 11,7%, в то время как в России за тот же период он составлял 29,3%. В России доля контейнеров в объеме международных грузов составляет около 5% (11,8% в импорте и 2,3% в экспорте). После спада контейнерных перевозок в 2009 году почти на 40%, вызванного последствиями мирового экономического кризиса, в 2010 году рынок показал рост на 30% и в значительной мере восстановил утраченные позиции.

Начиная с 2012 года прогнозируется ежегодный прирост объема контейнерных перевозок с темпом в среднем 12,8%, что соответствует динамике в период 2003-2007 годов. Среднегодовой темп прироста рынка в 2011-2015 годах составит: по оптимистическому сценарию 15,1%; по базовому - 11,5%; по пессимистическому - 7,6%.

Основная доля грузооборота контейнеров в России приходится на внутренние и экспортно-импортные перевозки. При этом доля высокодоходных транзитных перевозок неадекватно мала и не соответствует выгодному географическому положению России, через территорию которой проходят важнейшие международные транспортные коридоры.

Основные грузопотоки контейнеров в России проходят через порт Санкт-Петербурга и порты Восточный и Владивосток Дальневосточного бассейна. Большинство главных портов планируют расширять мощности для стимулирования дальнейшего роста контейнерных грузопотоков. Ведущие стивидорные компании и портовые власти уже анонсировали свои инвестиционные планы в России, которые, если будут реализованы, увеличат общую мощность российских контейнерных терминалов в портах более чем на 50% к 2015 году и более чем в 2 раза к 2020 году.

В рамках Федеральной программы Министерства транспорта РФ по развитию транспортной системы России в 2010-2015 годах финансы будут направляться на развитие портовой инфраструктуры. В частности, программа включает развитие автомобильных и железнодорожных подъездных путей к самым большим экспортно-ориентированным портам, включая те, которые имеют контейнерные терминалы. Среди портов, утвержденных в программе, есть Балтийск, Мурманск, Усть-Луга, Новороссийск, Оля, Восточный, Находка и Ванино.

Основными собственниками контейнерных терминалов в портах России являются HKK (30%),TГ Fesco (10%), Н-Транс (32%) и Новороссийский морской торговый порт (15%).

Рынок контейнерных перевозок в России в основном представлен шестью крупными игроками, контролирующими 70% рынка. В 2009 году они имели следующие доли: Трансконтейнер - 57%; Модуль - 6%; FESCO - 3%; ДВ Транспорт-2%; ДВТГ - 2%; Сибур-транс - 1%. В первой половине 2010 года произошли изменения среди крупных игроков. Первые шесть компаний были: Трансконтейнер - 53%; Модуль - 7%; FESCO - 3%; Н-Транс - 3%; ДВ Транспорт - 2%; Финтранс - 2%.

В объемах контейнерных отправок через порт автодорога сейчас является главным видом доставки в порт и из него. Доля автотранспорта в контейнерных перевозках для главных портов варьируется от 50% для Дальневосточного бассейна до 80% для Северо-Западного и Южного бассейнов. В основном эту долю составляют перевозки на расстояния до 1000-1500 км и перевозки "первой и последней мили".

Выводы

1. Прогнозируемый темп роста российского рынка контейнерных перевозок будет превышать среднемировой показатель в среднем в 1,5 раза.

2. Доля транзитных перевозок неадекватно мала и не соответствует выгодному положению России на пути международных транспортных коридоров.

3. Основные грузопотоки контейнеров в России проходят через порт Санкт-Петербурга и порты Дальневосточного бассейна. При этом прогнозируется увеличение мощностей контейнерных терминалов в портах к 2015 году на 50%.

4. В объемах контейнерных отправок через порт автодорога сейчас является главным видом доставки в порт и из него. В основном эту долю составляют перевозки на расстояния до 1000-1500 км и перевозки "первой и последней мили".