Действующий

Концепция комплексного развития контейнерного бизнеса в холдинге "РЖД"

4.2. Приоритетные мероприятия по обеспечению технической готовности терминально-складского хозяйства к реализации продуктовой линейки железнодорожных контейнерных перевозок


Необходимо создание сети крупных терминалов-хабов, способных обеспечить ритмичную работу с контейнерными поездами. Строительство новых и реконструкция существующих терминальных комплексов будет производиться с учетом развития экспедиторских услуг.

Для реализации системы контейнерных перевозок, необходимо категорирование всех терминалов по объему перерабатываемых контейнеров и функциональным особенностям:

- терминалы-сателлиты и прочие контейнерные площадки;

- терминально-логистистические центры;

- терминалы в портах и железнодорожные порты.

Первая категория образует вспомогательную сеть и состоит из терминалов с потенциальными объемами менее 100 тыс. ДФЭ и всех прочих пунктов переработки контейнеров с объемом менее 10 тыс. TEU в год (контейнерных площадок). Основные задачи таких терминалов:

- гарантировать создание общероссийской контейнерной сети;

- снизить терминальные затраты до уровня, обеспечивающего прибыль даже при низких объемах переработки.

Основные функциональные характеристики терминалов:

- мощность до 100 тыс. ДФЭ в год;

- обслуживание козловыми кранами и/или ричстакерами (используются как вспомогательная техника);

- длина погрузочно-выгрузочных путей порядка 550 м;

- общая площадь терминала до 30 га;

- применимы в зонах с достаточной площадью и низкой стоимостью земли из-за высокой относительной стоимости строительства при низких объемах переработки, а также на базе существующих грузовых дворов с комплексной реконструкцией объектов.

Функциональные характеристики контейнерных площадок:

- мощность до 50 тыс. ДФЭ в год;

- обслуживание козловыми кранами и/или ричстакерами (используется как вспомогательная техника);

- длина погрузочно-выгрузочных путей порядка 300 м;

- ширина зоны терминала (пролета козлового крана) около 32 м.

Вторая категория не только обеспечивают переработку и распределение, но также дополнительную реконсолидацию грузопотоков (например, экспортно-импортных и внутренних) и состоит из сети взаимосвязанных ТЛЦ, расположенных на подходах к крупным городам (транспортным узлам) или в городской черте. Мощность ТЛЦ более 10 млн т в год (от 100 до 250 тыс. ДФЭ).

Основные задачи ТЛЦ:

- обеспечить прямой доступ к транспортной инфраструктуре для основных клиентов, расположенных вблизи терминалов;

- организовывать контейнерное и контрейлерное сообщение по принципу движения пассажирских поездов;

- сочетать быструю перевалку с интермодальными операциями, промежуточным хранением и функциями контейнерного депо.

Основные функциональные характеристики ТЛЦ:

- мощность более 10 млн т в год (более 100 тыс. ДФЭ в год);

- разделение зон перевалки, интермодальных операций и хранения;

- обслуживание козловыми кранами с перекрывающимися рабочими зонами;