Необходимо создание сети крупных терминалов-хабов, способных обеспечить ритмичную работу с контейнерными поездами. Строительство новых и реконструкция существующих терминальных комплексов будет производиться с учетом развития экспедиторских услуг.
Для реализации системы контейнерных перевозок, необходимо категорирование всех терминалов по объему перерабатываемых контейнеров и функциональным особенностям:
- терминалы-сателлиты и прочие контейнерные площадки;
- терминально-логистистические центры;
- терминалы в портах и железнодорожные порты.
Первая категория образует вспомогательную сеть и состоит из терминалов с потенциальными объемами менее 100 тыс. ДФЭ и всех прочих пунктов переработки контейнеров с объемом менее 10 тыс. TEU в год (контейнерных площадок). Основные задачи таких терминалов:
- гарантировать создание общероссийской контейнерной сети;
- снизить терминальные затраты до уровня, обеспечивающего прибыль даже при низких объемах переработки.
Основные функциональные характеристики терминалов:
- мощность до 100 тыс. ДФЭ в год;
- обслуживание козловыми кранами и/или ричстакерами (используются как вспомогательная техника);
- длина погрузочно-выгрузочных путей порядка 550 м;
- общая площадь терминала до 30 га;
- применимы в зонах с достаточной площадью и низкой стоимостью земли из-за высокой относительной стоимости строительства при низких объемах переработки, а также на базе существующих грузовых дворов с комплексной реконструкцией объектов.
Функциональные характеристики контейнерных площадок:
- мощность до 50 тыс. ДФЭ в год;
- обслуживание козловыми кранами и/или ричстакерами (используется как вспомогательная техника);
- длина погрузочно-выгрузочных путей порядка 300 м;
- ширина зоны терминала (пролета козлового крана) около 32 м.
Вторая категория не только обеспечивают переработку и распределение, но также дополнительную реконсолидацию грузопотоков (например, экспортно-импортных и внутренних) и состоит из сети взаимосвязанных ТЛЦ, расположенных на подходах к крупным городам (транспортным узлам) или в городской черте. Мощность ТЛЦ более 10 млн т в год (от 100 до 250 тыс. ДФЭ).
Основные задачи ТЛЦ:
- обеспечить прямой доступ к транспортной инфраструктуре для основных клиентов, расположенных вблизи терминалов;
- организовывать контейнерное и контрейлерное сообщение по принципу движения пассажирских поездов;
- сочетать быструю перевалку с интермодальными операциями, промежуточным хранением и функциями контейнерного депо.
Основные функциональные характеристики ТЛЦ:
- мощность более 10 млн т в год (более 100 тыс. ДФЭ в год);
- разделение зон перевалки, интермодальных операций и хранения;
- обслуживание козловыми кранами с перекрывающимися рабочими зонами;