Действующий

Об утверждении Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года и плана мероприятий по реализации по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года

2. Совершенствование законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях

В Российской Федерации в целом сформирована правовая база, регулирующая отношения в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий. В то же время ряд актуальных вопросов в указанной сфере требует более четкого нормативного правового обеспечения. Для этого необходимо:

внести в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" изменения в части:

порядка образования и функционирования биосферных полигонов заповедников;

совершенствования регулирования земельных отношений на особо охраняемых природных территориях;

регламентации режима особой охраны земельных участков, включенных в границы национальных парков без изъятия из хозяйственной эксплуатации;

организации рекреационного обслуживания посетителей в национальных парках, включая предоставление в аренду земельных участков для этих целей;

развития познавательного туризма, в том числе в заповедниках;

создания и функционирования охранных зон заповедников и национальных парков;

особенности организации и функционирования природных парков;

порядка изменения границ, статуса и категорий особо охраняемых природных территорий;

создания и внедрения экономических механизмов функционирования заповедников и национальных парков;

уточнения особенности режима особой охраны отдельных категорий особо охраняемых природных территорий;

уточнения перечня категорий особо охраняемых природных территорий;

совершенствования вопросов государственного управления в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, в том числе установления возможности преобразования отдельных федеральных заказников в заказники регионального значения;

приведения положений отдельных статей указанного Федерального закона в соответствие с другими законодательными актами;

внести в Лесной кодекс Российской Федерации изменения в части:

уточнения особенности осуществления рекреационной деятельности в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях;

уточнения правового режима лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях;

внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменения в части:

усиления административной ответственности за нарушение режима особо охраняемых природных территорий;

расширения полномочий должностных лиц по пресечению экологических правонарушений в сфере охраны животного мира и особо охраняемых природных территорий;

определить в уголовном законодательстве Российской Федерации понятие значительного ущерба на особо охраняемых природных территориях и критерии его оценки;

внести в законодательство Российской Федерации об экологической экспертизе изменение, устанавливающее обязательность проведения государственной экологической экспертизы в случае предполагаемого изменения границ, статуса и (или) категории особо охраняемых природных территорий;

разработать проект законодательного акта, регулирующего вопросы обязательного государственного страхования государственных инспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков;

инициировать периодическое проведение пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам практики применения судами и арбитражными судами законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.