Действующий

Об утверждении Методических рекомендаций по проверке состояния учета и контроля ядерных материалов при передачах

III. Проверка по направлению "Процедуры передачи ядерных материалов"

9. По пункту 17.1 Типовой программы рекомендуется следующий порядок проверки:

по документам о передаче (приемке) ЯМ определяются организации, являющиеся получателями или поставщиками ЯМ. Рекомендуется проводить анализ для определения таких организаций за 1-2 календарных года (при наличии ограничений по ресурсам при проведении проверки допускается проводить выборочную проверку по организациям-получателям или поставщикам);

проверяется наличие копий лицензий у организаций-получателей или поставщиков;

проверяется наличие копий договоров организаций-получателей или поставщиков с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (на передачу в пользование ЯМ) или наличие организации в Приложении 3 к Указу Президента Российской Федерации "О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации" от 27 апреля 2007 года N 556;

в случае передачи ЯМ, находящихся в собственности юридического лица, проверяется, что передаваемые (получаемые) ЯМ не относятся к ЯМ, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности (Приложение N 1 к Указу Президента Российской Федерации "О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации" от 27 апреля 2007 года N 556).

10. По пункту 17.2 "Наличие, оформление и своевременность направления предварительных уведомлений об отправке или получении ядерных материалов" Типовой программы проверяется:

направление предварительных уведомлений организацией-отправителем в организацию-получатель о планируемой дате отправки груза с указанием способа транспортировки (вида транспорта), подписанных руководителем организации-отправителя, или планов, графиков поставки, подписанных как руководителем организации-отправителя, так и руководителем организации-получателя (проверяются даты направления предварительных уведомлений и то, что они фактически были отправлены);

направление уведомления о факте получения ЯМ в организацию отправитель, в орган управления использованием атомной энергии, в соответствующее структурное подразделение органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии в случае внеплановых отправлений по специальному распоряжению соответствующих органов власти.

11. По пункту 17.3 "Паспорта (сертификаты) на ядерный материал" и пункту 17.4 "Полный комплект документов, подтверждающих отправку и получение ЯМ" Типовой программы проверяется:

наличие оформленных (с подписями и печатями в соответствии с требованиями) паспортов (сертификатов) на каждую учетную единицу (далее - УЕ) с ЯМ и/или партию ЯМ. При получении ЯМ без паспортов (по сопроводительным документам, если паспорта на ЯМ идут отдельной почтой) проверяется наличие информации о ЯМ в сопроводительных документах (информации по каждой УЕ и/или партии);

наличие в паспортах (сертификатах) на ЯМ следующей информации: количественные параметры (характеристики) УЕ, продуктов, массы ЯМ в каждой УЕ, а также погрешности массы брутто УЕ;

наличие в сопроводительной документации на ЯМ следующей информации: типы и идентификационные признаки УЕ и пломб, значения массы брутто УЕ.

12. По пункту 17.5 "Соблюдение процедур, подлежащих выполнению при получении (отправке) ядерных материалов" и пункту 17.6 "Выполнение установленного порядка проведения подтверждающих измерений получаемых ядерных материалов" Типовой программы проверяется:

12.1 наличие в организации установленных процедур отправки/получения ЯМ (процедур оформления сопроводительных документов, подготовки к отправке/получении, процедур входного/выходного контроля, подтверждающих измерений). Процедуры устанавливаются, как правило, в положении (инструкции) по учету и контролю ЯМ организации (могут также быть в инструкциях по учету и контролю ЯМ в ЗБМ или в отдельных организационных документах по передачам ЯМ);

12.2 наличие в документах организации, устанавливающих порядок отправки/получении ЯМ в организации, требований к проведению следующих процедур (указанные процедуры должны быть обязательными):

внешний осмотр и проверка количества УЕ,

контроль пломб, примененных к транспортному средству и УЕ,

определение соответствия идентификационных признаков УЕ, пломб и мест размещения УЕ в транспортном средстве данным сопроводительных документов,

подтверждающие измерения;

12.3 наличие в процедурах подтверждающих измерений при отправке/получении требований к виду и объему проведения измерений (проверяется ли 100% УЕ с ЯМ, какие подтверждающие измерения проводятся: брутто-массы, изотопного состава и т.д.);

12.4 выполнение установленных в организации процедур при отправке/получении ЯМ (для отработавшего ядерного топлива и облученных тепловыделяющих сборок допускается не проводить подтверждающие измерения);

12.5 документальное оформление результатов выполнения процедур при отправке/получении ЯМ. Проверяется, в том числе, документальное оформление протоколов измерений для проведенных подтверждающих измерений. Проверяется соблюдение требований к оформлению протоколов измерений (указание типа и серийного номера средства измерений, результата измерений и его погрешности, даты и времени проведения измерений, подписи лиц, проводивших измерения).

13. По пункту 17.7 "Соблюдение сроков предварительной и окончательной приемки и постановки на учет ядерных материалов" Типовой программы проверяется:

13.1 при получении ЯМ - проведение в течение трех рабочих дней процедур приемки ЯМ с целью постановки на предварительный учет (в соответствии с процедурами, установленными в организации);

13.2 при отсутствии аномалий при выполнении процедур приемки ЯМ проверяется, что они были поставлены на предварительный учет не позднее трех рабочих дней после получения, а окончательно были поставлены на учет не позднее 10 суток после получения ЯМ, паспортов (сертификатов) на них (в случае, если паспорта (сертификаты) направлялись отдельно) и выполнения подтверждающих измерений. Полученные ЯМ должны стоять на учете в одной из ЗБМ организации-получателя;

13.3 при отправлении ЯМ проверяется, что они сняты с учета в организации-отправителе (одной из ЗБМ) только после получения от организации-получателя оформленного в установленном порядке акта приемки ЯМ или подтвержденной доверенностью организации-получателя подписи уполномоченного представителя в накладной.

14. По пункту 17.8 "Оценка расхождения данных организации-отправителя и организации-получателя о ядерных материалах" Типовой программы проверяется проведение оценок расхождения данных при приемке ЯМ проверяемой организацией с данными организации-отправителя.

Проверяется, что организация провела сравнение результатов подтверждающих измерений с данными в паспортах (сертификатах) на ЯМ или данными в сопроводительных документах: оценила допустимую разницу для каждого измерения на основе погрешности измерений отправителя и получателя с доверительной вероятностью 0,99.