О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПИСЬМО


от 22 декабря 2011 года N 20-2/10/1-8234

     
О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год



Во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 года N 856 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год" Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации направляет разъяснения некоторых вопросов формирования и экономического обоснования территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год (далее - территориальная программа государственных гарантий).

1. Субъект Российской Федерации утверждает стоимость территориальной программы государственных гарантий в качестве приложения к территориальной программе государственных гарантий по форме, приведенной в приложении N 1.

2. Установленные объемы медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, должны включать, в том числе объемы медицинской помощи в рамках реализации национального проекта "Здоровье" и обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами и служат основой для формирования государственного (муниципального) задания по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Нормативы объема медицинской помощи, в том числе предоставляемых за счет средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), указываются в текстовой части территориальной программы государственных гарантий.

3. При формировании и экономическом обосновании территориальных программ государственных гарантий и при определении объема финансового обеспечения территориальных программ ОМС следует учитывать численность работников организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, а также населения закрытых административно-территориальных образований, наукоградов Российской Федерации, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами.

4. Порядок разработки и финансирования выполнения государственных (муниципальных) заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджетов всех уровней (за исключением средств ОМС), а также контроль за их реализацией осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 года N 255 "О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией".

Законодательством Российской Федерации не предусмотрено включение в государственные (муниципальные) задания по выполнению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи государственных услуг на частично платной или платной основе.

5. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь, оказываемая медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, финансируется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь, оказываемая в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими организациями, работающими в системе ОМС, по заболеваниям и состояниям, входящим в базовую программу ОМС (далее - базовая программа), оплачивается за счет средств ОМС.

6. В целях повышения эффективности оказания гражданам скорой медицинской помощи и первичной медико-санитарной помощи в структуре медицинских организаций могут создаваться подразделения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь в неотложной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи.

Единицей объема является посещение медицинской организации и посещение на дому.

Для экономического обоснования расходов на неотложную медицинскую помощь рекомендуется использовать усредненные показатели в расчете на одного человека в год: 0,96 посещений, в том числе 0,9 посещений медицинских организаций и 0,06 посещений на дому. Расчетные показатели объема неотложной медицинской помощи входят в норматив - 9,7 посещений и подушевой норматив финансового обеспечения, предусмотренный Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 года N 856 (далее - Программа), - 7633,4 рубля.

Расчетная стоимость одного посещения в среднем (включая затраты на приобретение лекарственных средств и медицинских изделий) - 323,0 рубля, 229,0 рублей - в медицинской организации и 1169,4 рублей - на дому (включая затраты на содержание автомобилей и транспортные расходы). Оплата неотложной медицинской помощи осуществляется за счет средств ОМС. При этом тариф по ОМС на посещение в связи с оказанием неотложной медицинской помощи на дому, в рамках базовой программы не включает затраты на содержание автомобилей и транспортные расходы. Затраты, не включенные в тариф ОМС, осуществляются за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов (в случае наделения в соответствии с законом субъекта Российской Федерации органов местного самоуправления полномочием субъекта Российской Федерации по решению вопросов организации оказания медицинской помощи).

7. Для медицинских учреждений, в составе которых на функциональной основе созданы Центры здоровья, единицей объема первичной медико-санитарной помощи является посещение:

- впервые обратившихся граждан в отчетном году для проведения комплексного обследования;

- обратившихся граждан для динамического наблюдения, по рекомендации врача Центра здоровья.

Посещения учитываются в нормативе объема амбулаторной медицинской помощи и составляют 0,1 посещения на 1 жителя в год.

Медицинские учреждения, в которых созданы Центры здоровья, участвуют в реализации территориальной программы ОМС в части оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи в этих структурных подразделениях.

Оплата первичной медико-санитарной помощи, оказанной в Центрах здоровья, в том числе во врачебно-физкультурных диспансерах, центрах планирования семьи и репродукции, центрах охраны репродуктивного здоровья подростков и центрах медицинской профилактики осуществляется за счет средств системы ОМС на основе реестров счетов, заполненных в соответствии с Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (Х пересмотра) по классу "Факторы, влияющие на состояние здоровья и обращения в учреждения здравоохранения (Z00-Z99)". При этом объемы оказанной первичной медико-санитарной помощи подлежат учету, экспертизе и оплате в соответствии с тарифами и способами оплаты данного вида медицинской помощи, принятыми в рамках тарифного соглашения, действующего на территории субъекта Российской Федерации.

Оплата первичной медико-санитарной помощи, оказанной в Центрах здоровья гражданам, не подлежащим ОМС, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.

8. За счет средств ОМС оплачивается первичная медико-санитарная помощь, оказанная:

- средним медицинским персоналом, ведущим самостоятельный прием;

- врачами и средним медицинским персоналом в медицинских кабинетах и здравпунктах образовательных учреждений.

Оплата медицинской помощи осуществляется по способам оплаты, установленным территориальной программой государственных гарантий и тарифам на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - тарифы), принятых тарифным соглашением.

9. В рамках территориальных программ государственных гарантий за счет средств ОМС осуществляется восстановительное лечение (медицинская реабилитация), оказываемое, в том числе, в условиях санаториев, как этап в общем процессе лечения отдельных заболеваний в соответствии со стандартами медицинской помощи и порядками ее оказания.

10. Объем медицинской помощи предоставляемой в санаториях, в том числе детских и для детей с родителями, а также в больницах восстановительного лечения, не работающих в системе ОМС, не включается в норматив объема стационарной медицинской помощи на 1 человека в год в субъекте Российской Федерации.