13. Эксплуатирующая организация должна обеспечивать разработку, утверждение и согласование эксплуатационной документации крана, включая инструкцию (руководство) по эксплуатации крана, паспорт крана и документацию по ремонту (в том числе устанавливающую способы ремонта и рихтовки крановых путей) с учетом условий эксплуатации крана на ОИАЭ. Требования к содержанию инструкции (руководства) по эксплуатации специального крана приведены в приложении N 2 к настоящим Правилам.
14. Организациями - изготовителями специальных кранов должен проводиться входной контроль качества материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий.
15. Двухбалочные мосты специальных кранов по всей длине моста должны иметь двухсторонние площадки обслуживания при наличии оборудования, обслуживание которого невозможно с существующих площадок.
16. Специальные краны и их элементы при наличии максимального груза на крюке, соответствующего условиям эксплуатации крана в технологическом процессе ОИАЭ, должны быть устойчивы к внешним воздействиям природного и техногенного происхождения на ОИАЭ (включая сейсмические и ветровые нагрузки), а также к внутренним воздействиям при нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии на ОИАЭ.
Устойчивость и безопасность специальных кранов и их элементов при внешних воздействиях должны обосновываться в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии к учету внешних воздействий природного и техногенного происхождения на ОИАЭ.
Сохранение и (или) восстановление работоспособности специальных кранов и их элементов при внутренних и внешних воздействиях должны быть обоснованы в проекте ОИАЭ и представлены в ООБ.
17. Металлоконструкции и элементы специальных кранов должны быть стойкими к коррозии (путем выбора соответствующего материала, окраски и покрытия) при транспортировании, хранении, монтаже (демонтаже), эксплуатации кранов с учетом возможного воздействия климатических факторов, агрессивных сред и воздействий, возникающих при нарушениях в работе ОИАЭ.
18. Элементы специальных кранов, а также наружные поверхности кранов, шкафов для электрооборудования и корпусов электродвигателей, которые в процессе эксплуатации могут быть подвергнуты радиоактивному загрязнению, должны иметь коррозионную стойкость к дезактивирующим растворам, низкую сорбционную способность к радиоактивным веществам и легко дезактивироваться.
19. Элементы металлоконструкций, механизмов и электрооборудования специальных кранов должны быть выбраны и рассчитаны исходя из показателей групп классификации (режима) кранов, установленных Правилами безопасности по кранам, не ниже группы А5, для механизмов и электрооборудования - исходя из показателей групп классификации (режима) механизмов, установленных Правилами безопасности по кранам, не ниже группы М4.
20. Электрическая проводка, применяемая для специальных кранов, должна выполняться проводами и кабельными изделиями с учетом внутренних и внешних воздействий, учитываемых в проекте ОИАЭ, включая проектные аварии на ОИАЭ.
21. Необходимость оснащения специальных кранов аварийными устройствами на опускание груза определяется техническим заданием на кран.
22. Приводы и тормозные устройства специальных кранов, работающих на открытом воздухе, должны обеспечивать возможность эксплуатации кранов с учетом воздействия на кран со штатным грузом максимального размера ветра со скоростью не менее 12 м/с или давления не менее 250 Па.
23. Для специальных кранов, которые в период сооружения ОИАЭ могут работать на открытом воздухе или в зоне вероятного воздействия агрессивных сред, должна быть предусмотрена возможность установки временных укрытий над механизмами и электрооборудованием кранов.
24. Специальные краны, работающие на открытом воздухе, должны быть оснащены противоугонными или стопорными устройствами в соответствии с техническим заданием на кран.
Мостовой кран, работающий на открытом воздухе, может не снабжаться противоугонными или стопорными устройствами, если при действии на кран ветра с максимально допустимой скоростью, принимаемой для нерабочего состояния крана, коэффициент запаса торможения механизмов передвижения составляет не менее 1,2.
25. При использовании в качестве противоугонного или стопорного устройства рельсовых захватов их конструкция должна позволять закреплять специальный кран на всем пути его перемещения.
26. Специальный кран должен быть оборудован ограничителями грузоподъемности (для каждой грузовой лебедки), если возможна его перегрузка по технологии производства.
Допускается не применять ограничители грузоподъемности для механизмов подъема грузов при отсутствии возможности перегрузки крана по технологии производства.
27. Приводы всех механизмов специальных кранов должны иметь автоматически действующие тормоза (кроме механизма передвижения электрической тали). Каждый привод механизмов подъема должен иметь два тормоза - основной и дополнительный, действующие независимо друг от друга. Основной тормоз должен быть установлен либо на реборде барабана механизма подъема, либо на валу редуктора. Дополнительный тормоз может размещаться в любом месте кинематической цепи механизма подъема. Для случая действия эксплуатационной нагрузки каждый из тормозов должен быть рассчитан с коэффициентом запаса торможения не менее 1,5 (для электрических талей - не менее 1,25).
28. Ускорения (замедления), возникающие при пуске, остановке и переходе с одной скорости на другую, не должны превышать 0,2 м/с для горизонтальных перемещений груза и 0,1 м/с - для вертикальных перемещений, если иное не оговорено в техническом задании на специальный кран.
29. Конструкция узлов механизмов специальных кранов и марки применяемых смазочных материалов должны исключать возможность загрязнения смазкой как самого крана, так и пространства под ним. В случае необходимости на специальном кране должны быть предусмотрены приспособления, исключающие попадание смазки на расположенное под краном оборудование.
30. Механизмы подъема груза специального крана должны иметь два независимых концевых выключателя. Срабатывание каждого из них должно разрывать цепь питания контактора.
Второй концевой выключатель должен срабатывать после прохождения крюковой подвеской первого концевого выключателя в случае его отказа. Возможный ход крюковой подвески после срабатывания первого концевого выключателя определяется в соответствии с требованиями документации организации - изготовителя крана.
При срабатывании как первого, так и второго концевого выключателя груз не должен самопроизвольно опускаться.
При воздействии крюковой подвески на первый концевой выключатель должна включаться звуковая сигнализация независимо от его срабатывания.
После опускания груза эксплуатация крана не допускается до определения и устранения причин отказа первого концевого выключателя.
31. Ошибки крановщика при управлении специальным краном не должны приводить к потере работоспособности приборов и устройств безопасности крана.
32. Органы управления механизмами и грузозахватными органами специального крана должны быть устроены так, чтобы были исключены ошибки крановщика при выборе направления движения механизмов, и должны иметь надписи, символы или схемы, показывающие направление движения механизмов.