Действующий

Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (с изменениями на 18 октября 2018 года)

1. Поддержка российских высокотехнологичных компаний на внешних рынках

Необходимым условием создания и развития инновационных компаний в России является устранение ограничений по выводу российской высокотехнологичной продукции на внешние рынки, активному участию российских компаний в мировой конкуренции, в том числе препятствующих внедрению инноваций и высоких технологий, а также по созданию высокотехнологичной продукции. Россия будет взаимодействовать на уровне бизнес-проектов и посредством межправительственных инициатив с ключевыми с точки зрения технологического сотрудничества странами.

В целях поддержки российского высокотехнологичного экспорта планируется:

активизировать политико-дипломатическую поддержку проектов по модернизации и технологическому развитию экономики России;

сформировать механизмы поддержки проектов выхода российских предприятий на внешние рынки;

интегрировать инфраструктуру поддержки высокотехнологичного экспорта, создаваемые инструменты поддержки внешнеэкономической деятельности с инфраструктурой поддержки малых и средних инновационных компаний в субъектах Российской Федерации;

упростить таможенные процедуры и устранить иные ограничения при экспорте высокотехнологичной продукции.

В целях обеспечения равноправных условий для российских экспортеров высокотехнологичной продукции в рамках политико-дипломатической поддержки проектов по модернизации и технологическому развитию экономики России предполагается:

в ходе встреч в двустороннем и многостороннем формате считать приоритетными для обсуждения вопросы сотрудничества в инновационной сфере;

активно вовлекать загранучреждения в работу с российскими компаниями в целях обеспечения компаний аналитической информацией о рынках и об условиях законодательного регулирования и ведения бизнеса, в том числе через открытые источники, а также формировать задания торговым представительствам по поддержке внешнеэкономических проектов в сфере модернизации российской экономики.

При формировании механизмов поддержки проектов выхода российских предприятий на внешние рынки необходимо сформировать механизмы поддержки как индивидуальных (анализ рынков, приведение продукции в соответствие с требованиями, необходимыми для экспорта и импорта товаров (услуг), субсидирование процентных ставок, расходов малых предприятий, связанных с экспортом), так и коллективных проектов выхода российских предприятий на внешние рынки (субсидирование маркетинговых расходов, участие в зарубежных выставках и ярмарках) с привлечением средств федерального бюджета, в том числе в рамках программ федерального государственного автономного учреждения "Российский фонд технологического развития".

Для обеспечения интеграции инфраструктуры поддержки высокотехнологичного экспорта с инфраструктурой поддержки малых и средних инновационных компаний в субъектах Российской Федерации предполагается закрепление поддержки высокотехнологичного экспорта в качестве основного направления работы открытого акционерного общества "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций", инициирование программы поддержки экспорта малых инновационных предприятий в рамках деятельности Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Активная интеграция в мировое инновационное пространство и облегчение выхода российских компаний на мировые рынки предусматривают радикальное упрощение таможенных процедур и иных административных ограничений при экспорте высокотехнологичной продукции.

В рамках совершенствования таможенного регулирования и администрирования предусматривается обеспечить дальнейшее сокращение сроков таможенных операций, связанных с экспортом высокотехнологичных товаров, снижение количества требуемых документов, а также облегчить процедуры импорта высокотехнологичного оборудования. Для облегчения интеграции предполагается совершенствовать процедуры валютного регулирования и валютного контроля, а также повысить контроль за экспортными сделками и за сокращением количества документов, запрашиваемых у экспортеров.

Приоритетными направлениями совершенствования экспортного контроля за продукцией двойного назначения будут являться упрощение процедур подтверждения непринадлежности вывозимых товаров к продукции, подлежащей экспортному контролю, а также уточнения случаев вывоза товаров, подлежащих экспортному контролю без лицензий. В этих целях будет осуществляться:

периодический пересмотр списков (перечней) товаров и технологий, в отношении которых осуществляется экспортный контроль;

установление дополнительных оснований для выдачи генеральных лицензий на право осуществления экспорта контролируемых товаров;

выведение из-под экспортного контроля поставок продукции для гарантийного ремонта;

предоставление права Правительству Российской Федерации устанавливать перечни стран и перечни товаров для экспорта без лицензий;

упрощение порядка государственной аккредитации внутрифирменных программ экспортного контроля;

установление однократности проведения идентификационной экспертизы для одной и той же номенклатуры промышленной продукции;

осуществление выборочного контроля при экспорте.

Выявление других ограничений на пути доступа высокотехнологичных товаров на зарубежные рынки будет обеспечено путем регулярного взаимодействия с российскими экспортно ориентированными высокотехнологичными компаниями и их ассоциациями.